Первый вятский кинотеатр и «приют» для ссыльных. Какой была и какой стала улица Володарского.
В дореволюционный период улица Володарского называлась Никитской в честь Никитской башни хлыновского посада. В истории губернской Вятки улица известна тем, что здесь проживал писатель Александр Грин, в гостях у Аркадия Васнецова часто бывали художники Виктор и Аполлинарий и именно здесь начались показы в первых вятских кинотеатрах. С введением в городе в 1784 году современной планировки Никитская получила направление с севера на юг от улицы Острожной (ныне — МОПРа) до Орловской. К 1812-му она была продолжена на север до Луковицкого оврага (ныне — Профсоюзная) и на юг до реки Хлыновки (район современной улицы Блюхера). 11 июня 1923 года улицу переименовали в честь В. Володарского (Моисея Гольдштейна) — первого комиссара по делам печати, пропаганды и агитации в правительстве Владимира Ленина. 20 июня 1918 года Володарский был убит эсерами, а его именем позднее назвали Литейный проспект Санкт-Петербурга и ещё сотни улиц по всей России.
![1.jpg 1.jpg](/upload/medialibrary/f8d/f8de10c0caa5a9508c75573b9046fa9e.jpg)
![2.jpg 2.jpg](/upload/medialibrary/55b/55b6c78a804f41279f261c466108f4e8.jpg)
Володарского, 44
На Володарского, 44 находится единственный дом-музей на улице. На месте этого здания на рубеже XIX — XX веков находился деревянный дом солдатки Александры Ивановой, здесь семья Гриневских – семья Александра Грина – прожила около шести лет, до 1894 года. В 1902 году деревянное ветхое здание на Никитской было снесено новым хозяином — подрядчиком Афанасием Морозовым, а на месте старого дома в 1906 году по проекту архитектора Эмиля Нюквиста был построен небольшой по размерам каменный одноэтажный особняк с мезонином. В этом здании в 1980-м был открыт музей писателя Александра Грина, работающий здесь по сей день и окружённый со всех сторон высотными новостройками, появившимися в последнее десятилетие.
![3.jpg 3.jpg](/upload/medialibrary/368/368be79a0cbc989288548fdeed35f14c.jpg)
![4.jpg 4.jpg](/upload/medialibrary/cdc/cdc2c036afccd6c2b8d25592e0752739.jpg)
Володарского, 82
На Володарского, 82 расположен двухэтажный полукаменный дом чиновника Петра Кошкарева, построенный в 1876 — 1879 годы. Позднее особняк принадлежал семье протоиерея Димитрия Рязанцева. В 1901 году в верхнем этаже дома размещалась квартира известного вятского фотографа и купца Петра Тихонова. Сегодня в здании работает Управление охраны и использования животного мира Министерства лесного хозяйства Кировской области. Из-за обшивки современными строительными материалами сейчас в этом доме довольно сложно узнать дореволюционный особняк.
![8.jpg 8.jpg](/upload/medialibrary/34b/34ba31e339a9f0b1234bc3649adff606.jpg)
Володарского, 85
Небольшой двухэтажный полукаменный дом в квартале улиц Преображенской и Пятницкой, построенный ещё в первой трети XIX века, крайне значим для вятской культуры. В 1833 году он был приобретён семьёй Новиковых и стал известен как «приют» для многочисленных ссыльных. Самый известный из них — польский художник Эльвиро Андриолли, в 1871 году занимавший верхний этаж здания. В период ссылки он очень активно работал: написал несколько портретов, в том числе владыки Аполлоса, купцов и знатных вятчан, гравировал рисунки, участвовал в росписи Кафедрального собора в Вятке, церквей в Кукарке (ныне — Советск) и Слободском. Андриолли связывали дружеские отношения с семьёй Васнецовых. Именно он «заразил» юного Аполлинария Васнецова любовью к живописи и верой в собственные силы, дом польского художника стал местом первых художнических опытов будущего мастера. Несколько лет назад здание на Володарского, 85 было снесено. Сейчас на его месте располагается детская площадка.
![9.jpg 9.jpg](/upload/medialibrary/c27/c27ecce22d2ba10a6d59b1bd1515e639.jpg)
![10.jpg 10.jpg](/upload/medialibrary/f08/f0814a457248e0788b767b4bf4191af6.jpg)
Володарского, 91
Здесь находится один из самых старых особняков в северной части улицы. Простой по внешним характеристикам – практически без декора на фасадной части здания – полукаменный двухэтажный дом с мезонином был построен в 1869 году. Владельцем дома был отставной рядовой солдат Матвей Червинский. Его семья проживала в здании до самой революции и какое-то время после октября 1917-го. До революции квартиры в доме сдавались в аренду, например, в 1870-е здесь жил Николай Кувшинский — педагог, литератор, священник, настоятель Воскресенского и Спасского соборов, автор многих учебников и исследований по истории церкви. В начале XX века в подвале дома работала пивная, а в 1911 году здесь открылась прачечная и химчистка. В советское и постсоветское время здание было занято конторой «Энергосбыт».
![6.jpg 6.jpg](/upload/medialibrary/ca4/ca4c17787a375516c6cd041d3b277582.jpg)
Сквер от Преображенской до Московской
В ныне пустующей зелёной зоне с разрушенным фонтаном в начале XX века располагался павильон первого вятского кинотеатра «Прогресс», построенный в 1911 году фирмой «Кушев, Бабинцев и Ко». На дебютном сеансе 24 сентября 1911 года вятчанам показали драмы «Стихийные силы», «Под хлороформом», комедии «Боба и его осёл», «Верные сторожа», видовая картина «В Тессинских Альпах». Публике новое помещение понравилось: зал кинотеатра вмещал 350 человек, в нём был высокий потолок, отличная вентиляция и специальный «наклонный пол». Для хранения верхнего платья посетителей пригласили швейцара с «залогом», работал чайно-фруктовый буфет с продажей пирожков и холодных закусок. Даже в советский период, несмотря на появление больших комфортабельных кинотеатров, «Прогресс» всё равно был любим горожанами. 17 сентября 1955 года в кинотеатре прошёл последний сеанс, а летом следующего года его разобрали. Уже много лет на месте павильона располагается небольшой сквер, в нём работало кафе «Весёлый лётчик», демонтированное летом 2017-го.
![17.jpg 17.jpg](/upload/medialibrary/2f9/2f900d357a614fbf852af322a90a0e1a.jpg)
![18.jpg 18.jpg](/upload/medialibrary/34a/34a93ce85bd79f7e20adf4c14c243871.jpg)
Володарского, 97
На Володарского, 97 находится двухэтажный каменный дом с мезонином, построенный в 1816 году купцом Якимом Курбатовым. В течение XIX века здание неоднократно меняло своих хозяев: им владели надворный советник Алексей Троицкий, коллежские асессорши Анна Москвина и Екатерина Драверт, золотых и серебряных дел мастер, крестьянин Ларион Гуняев, коллежский секретарь Иван Пасынков. В 1910 году наследники последнего отдали угловую часть усадьбы в аренду предпринимателю Поликарпу Россохину, который рядом с домом Курбатова построил одноэтажное деревянное здание популярного в дореволюционной Вятке кинотеатра «Одеон». Долгое время в доме располагался Вятский техникум экономики, статистики и информатики, а сейчас здесь работает областной центр помощи в трудоустройстве обучающимся профессиональных образовательных организаций.
![11.jpg 11.jpg](/upload/medialibrary/c48/c48875bf47e5cb4cd316b9d5e84b0daf.jpg)
![12.jpg 12.jpg](/upload/medialibrary/76a/76ae3548250d6295407745144c6acd1b.jpg)
Володарского, 99
Двухэтажный каменный дом мещанина Григория Деньшина был построен по проекту архитектора Филимона Рослякова в 1799 году. В 1870-м дом купил известный предприниматель Яков Прозоров, который в середине XIX века скупал здания в центре Вятки и либо сдавал их в аренду, либо отдавал на нужды просветительских и благотворительных учреждений.
В 1873 году в доме открылся фотографический салон Германа Давингофа. С 1890-го и до революции зданием владела семья Калининых, которая сдавала в особняке меблированные комнаты для квартирантов. В 1912-м в доме разместился один из модных пивных ресторанов немецкого пивовара Карла Отто Шнейдера, который пользовался большой популярностью, в том числе благодаря расположению рядом с двумя кинотеатрами — «Прогресс» и «Одеон».
Сейчас здание объединено с соседним, №97, и в нём также расположен центр помощи в трудоустройстве обучающимся профессиональных образовательных организаций.
![15.jpg 15.jpg](/upload/medialibrary/b22/b22e0b99c2be224be3608bea1d7caeda.jpg)
Володарского, 99а
Это одна из немногих довоенных «сталинок» на улице Володарского. Четырёхэтажный кирпичный дом на 32 квартиры, не имевший почти никаких элементов внешнего декора, был построен по проекту архитектора Евгения Громаковского в 1940 году. Сегодня помимо жилых помещений здесь находится музей истории вятского самовара и художественный магазин-салон.
![16.jpg 16.jpg](/upload/medialibrary/87a/87ac8dea990866cc5b316f3b7ff38be3.jpg)
Володарского, 103а
В 1955 году в Кирове был построен новый кинотеатр — «Победа». Его появление стало крайне важным событием для города, ведь работавшие в довоенный период кинотеатры «Колизей» и «Октябрь» в 1950-е годы требовали ремонта, а «Прогресс» и вовсе был снесён. В постановке, наружном и внутреннем оформлении «Победы» активное участие принял главный архитектор областного центра Никита Козлов. Он переработал типовой проект и удачно расположил новый кинотеатр в исторической части города на улице Володарского недалеко от главной площади Кирова. В советское время «Победа» была одним из самых популярных мест у жителей, где не только показывали кино, но и проходили концерты и массовые мероприятия. Оригинальный облик кинотеатра не сохранился – в середине 2010-х он был перестроен для ночного клуба.
![19.jpg 19.jpg](/upload/medialibrary/f42/f4218843fb8908ddbe10dc6e01b51b56.jpg)
![20.jpg 20.jpg](/upload/medialibrary/e5a/e5a01e3b2eb25275955d5821a8183df1.jpg)
Володарского, 100
Ещё одно массивное жилое здание довоенной постройки, которое следует упомянуть на экскурсии по улице Володарского. Дом был построен в 1940 году для работников завода №315 («дублёр» московского завода №32, который был единственным в стране предприятием, снабжавшим авиацию стрелковым и бомбардировочным вооружением), в нём с 1985 по 2007 жил легендарный Соломон Сахар — скрипач, саксофонист, дирижёр и организатор культурных мероприятий. В его честь в 2009 году на фасаде здания была установлена мемориальная табличка, на которой изображён сам Соломон Сахар и его любимый саксофон.
![21.jpg 21.jpg](/upload/medialibrary/7a5/7a5ef024e40475bd9fd8a3706dd133a6.jpg)
![22.jpg 22.jpg](/upload/medialibrary/8a6/8a6167d07ca68b0b0b9630e31d0498cf.jpg)
Парк «Аполло».
Парк «Аполло» — один из старейших в нашем городе. До начала XIX века он принадлежал купеческой семье Калининых, а с 1806 года — резиденции вятских губернаторов. В 1874-м зелёная зона перешла в ведение городской Управы и была превращена в публичный городской сад. В 1894 году он был арендован юристом Александром Прозоровым, который превратил это место в детский парк с аллеями, цветниками, качелями, аттракционами, местами для игр и занятий спортом. Зимой здесь заливали каток и устраивали горки для катаний на санях. В 1897-м в большом павильоне сада происходило «показывание движущихся туманных картин». Через несколько лет в саду был открыт кинотеатр «Аполло», от которого сад и получил своё неформальное, а потом и вполне официальное название.
После Гражданской войны парк благоустроили по проекту архитектора Ивана Чарушина: выстроили новый летний театр, эстраду и летний ресторан в китайском и мавританском стилях. В 1930-40-е годы парк стал прекрасным центром детского культурного досуга: летом здесь показывали свои спектакли два театра – кукольный и ТЮЗ. Работали буфет, читальный зал, игротека, кружки детской самодеятельности, на эстраде каждое воскресенье проходили концерты профессиональных и самодеятельных артистов. В послевоенный период при входе в парк была установлена гипсовая скульптура «Пионер» Вадима Рязанцева, а в глубине сада — скульптурная группа авторства Фаины Шпак «Урок труда», сохранившаяся по сей день. Заброшенный в 90-е и нулевые годы, сейчас «Аполло» преобразился благодаря инициативной группе горожан.
![24.jpg 24.jpg](/upload/medialibrary/491/491873b787c68350b53cb3e441aa9e17.jpg)
Володарского, 116
Одноэтажный деревянный дом с цокольным этажом и мезонином на улице Никитской был построен в 1845 году для чиновницы Авдотьи Екимовой, и за полвека у него сменилось пятеро хозяев. В 1894 году новым владельцем дома стал учитель, мебельщик, а в начале XX века один из ключевых общественных деятелей Вятки Аркадий Васнецов, брат известных художников Виктора и Аполлинария. Во дворе он создал большую игровую зону для своих восьмерых детей, семья содержала небольшой огород, сад и даже площадку для крокета. Аркадий Васнецов дважды избирался городским главой, но каждый раз отказывался от должности, оставаясь помощником и заступающим (заместителем) городского главы. К его заслугам можно отнести, например, создание в Вятке системы водопровода, но в собственный дом он его не провёл, считая, что сначала нужно обеспечить водой простых граждан, а потом уже чиновников.
Семья Васнецовых жила в здании до 1980-х годов, а после расселения особняк перешёл в ведение Художественного музея. С 1992 по 1996 годы здесь располагалось творческое объединение «Вятское подворье». С конца 1990-х за домом ухаживает художник и реставратор Анатолий Никифоров. Планы по созданию здесь музея так и не были реализованы, во многом по причине того, что в здании до сих пор нет ни водопровода, ни отопления.
![26.jpg 26.jpg](/upload/medialibrary/25f/25fee00b1affa718deae030e6d473525.jpg)