Как жила семья Чарушиных в начале 1940-х годов

На канале «Вятка24» показали фильм 1988 года с уникальными монологами писателя Леонида Дьяконова. В небольшой фрагменте записи Дьяконов вспоминает о знаменитой вятской семье Чарушиных и их быте в годы Великой Отечественной войны.

2024-11-11_19-27-14.png
Леонид Дьяконов у бани, где в начале 1940-х годов жила семья Чарушиных (1988 г.)

В конце 1930-х годов архитектор И .А. Чарушин вместе со своей большой семьей переезжает в Ленинград. Однако осенью 1941 г. вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады, и на одном из последних эшелонов Чарушины отправляются обратно в Киров. Несмотря на заслуги Ивана Аполлоновича и его сына Евгения (уже известного, авторитетного художника), найти в переполненном эвакуированными областном центре жилье Чарушиным было очень сложно. Сначала они ютились у родственников, жили вшестером в одном комнатке. Потом и вовсе разместились в маленькой баньке в самом центре города (ул. С. Н. Халтурина, 79).

Именно эту баню, которая принадлежала священнику Алексею Васнецову, отцу художника Юрия Васнецова, и показывает Дьяконов на видеозаписи. Леонид Владимирович рассказывает, что Евгений Чарушин украсил баню своими рисунками. Об этом же вспоминал художник Н. М. Быльев-Протопопов, часто бывавший у Чарушиных в гостях:

«Русская печка в баньке расписана жар-птицами и красивыми яблоками. Это работа восьмилетнего Никиты Чарушина. В этой баньке собираются друзья Чарушина, чтобы скоротать вечер за беседой, побалагурить и хоть немного заглушить этим томительное и непреходящее ощущение голода. Иногда устраивается пир. На стол Наташа ставит противень с полутора десятками картошек, запеченных с кровяными котлетами.

Кровяные котлеты Женя Чарушин получает как писатель с мясокомбината. Иногда кости для супа. Иногда, так называемый хаш – бульон из костей. Его приносят с мясокомбината в ведрах – это километра за два то города. Потом делят бульон по списку. Разливают на порции по горшочкам и кастрюлькам. Кировские художники не сумели добиться для себя такого снабжения. Оно кажется лакомством. У Чарушина я встречаю старого знакомого – писателя Евгения Шварца. Знакомлюсь в баньке Чарушина с Леонидом Дьяконовым…»



photo_2024-11-11_19-31-04.jpg
Иван Аполлонович с внуком Никитой в саду при бывшем доме Чарушиных на улице С. Халтурина (Пятницкая, 15). г. Киров. 1937 г. Фото: Художники Чарушины 

Только после ходатайства писателя С. Я. Маршака семью Чарушиных транзитом через еще одну квартиру на ул. К. Маркса переселяют в благоустроенные комнаты в здании на углу Коммуны и Большевиков. Именно здесь Иван Аполлонович скончался в 1945 г. Увы, но мы мало знаем о том, как и чем он жил последние, очевидно, очень непростые годы. Леонид Дьяконов призывал в конце 1980-х годов сохранить чарушинскую баньку, но это сделано не было. Не смогли до сих пор отреставрировать и дом Чарушиных на Пятницкой улице.