Нереализованные проекты архитектора Ивана Чарушина
Известно, что архитектор Иван Аполлонович Чарушин за свою карьеру спроектировал и построил около 500 зданий, оказав сильнейшее влияние на состояние архитектуры и градостроительства вятских городов. Однако необходимо отметить, что далеко не все проекты зодчему по совокупности совершенно разных причин удавалось доводить до конца. Сегодняшний материал посвящен нереализованным проектам Чарушина, его задумкам, так и не воплощенным в жизнь. Мы выбрали 7 самых ярких, интересных и необычных проектов Чарушина.
1. Проект расширения вятской мужской гимназии
Вятская мужская гимназия — всесословное среднее учебное заведение, открытое в Вятке в 1811 г. До восьмидесятых годов XIX в. гимназия была единственным учебным заведением для всего вятского края, подготавливающим учащихся к поступлению в университет. На рубеже XIX – XX вв. в гимназии не хватало помещений в единственном учебном корпусе, приходилось даже периодически ограничивать число поступающих в учебное заведение. В 1902 г. на педагогическом совете И.А. Чарушин предложил проект расширения здания гимназии, соответствующий требованиям времени. Предполагалось на уровне подвального этажа старого здания сделать удобный первый этаж, обширный вестибюль с парадной лестницей, гимнастический зал в два света с комнатой для гимнастических принадлежностей, ученическую и фундаментальную библиотеки. На втором этаже пристроя хотели разместить аванзал, кабинет инспектора, три класса, кабинет директора, кабинет врача, музыкальный класс и физический кабинет. Спроектирован был и просторный, отделенный от зала храм, сбор средств на который начался еще в 1886 г. по благословению епископа Вятского и Слободского Макария. Но, несмотря на все преимущества нового проекта, осуществить его по чисто экономическим соображениям не удалось. Впрочем, в 1907 г. открылся новый корпус гимназии по улице Царевской, спроектировал его все тот же И. А. Чарушин.
2. Проект строительства коммерческого училища
Восьмиклассное коммерческое училище было основано в Вятке в 1907 г. тремя ссыльными учителями из Пермской губернии. Они поставили перед собой цель — «создать… школу нового типа». В училище впервые мальчики и девочки стали обучаться совместно, а необходимые географические карты и приборы для занятий приезжали прямо из Англии. Училище размещалось в маленьком деревянном одноэтажном доме с мансардой на Стефановской улице (ныне — ул. Молодой Гвардии). Вокруг был разбит большой сад, где на переменах учащиеся отдыхали. А вот в самом училище места катастрофически не хватало. «Частные дома крайне неудобны, мало приспособлены и плохо соответствуют требованиям достаточного кубического содержания воздуха в классах, соответствию числу учащихся, — значится в отчете училища за 1913 – 1914 годы. — Вследствие тесноты помещения нет особого рисовального класса, не говоря уже об особых кабинетах истории, географии, химии и естествознания; есть класс для практических работ по естествознанию, но он проходной». Архитектор И. А. Чарушин разработал для училища проект самостоятельного большого четырехэтажного здания, но из-за отсутствия денежных средств притворить идею в жизнь не удалось.
3. Проект преобразования Александро-Невского собора в Дворец физкультуры
Величественный Александро-Невский собор долго мозолил глаза вятским коммунистам и богоборцам. Еще в 1925 г. при обсуждении вопроса о строительстве нового здания городского театра возникла идея перестроить собор под театр. Однако 2 мая 1925 г. Главнаука Народного комиссариата просвещения направила в адрес Вятского губисполкома письмо, в котором говорилось: «Здание собора, построенное талантливейшим архитектором Витбергом, является выдающимся памятником архитектуры и подлежит охране в целом. Поэтому переделка его не может быть допущена». Собор на время оставили в покое. Но в 1930-е гг. борьба с религией в СССР усилилась в разы. 22 марта 1932 г. президиум Вятгорсовета признал необходимым Александровский собор закрыть и перестроить его под Дворец физкультуры. Этот путь рассматривался как компромиссный: храм не оставался в привычном виде, но и не уничтожался. И. А. Чарушин яростно отстаивал его сохранение и составил проект преобразования собора в Дворец физкультуры. Искусствовед Е. И. Андреева отмечала, что «скромный по натуре и деликатный в общении, он [Чарушин] с принципиальной настойчивостью выступал против сноса отдельных церквей, считая что нужно полностью сохранять очарование русских городов и сёл, в течение многих веков воплощавших в себе художественную культуру народа». Однако радикальные богоборческие силы взяли верх и в июне 1937 г. собор взорвали.
4. Проект строительства Главпочтамта (Дома Связи)
В 1929 г. И. А. Чарушин участвовал в конкурсе на сооружение главпочтамта в Вятке. Выделенный под здание участок был расположен на углу улиц Володарского и Дрелевского на территории с большим перепадом рельефа. Видимо по этой причине архитектор при проектировании обращается к своему излюбленному приёму — плавному скруглению угла с устройством в его центре парадного входа. По сохранившейся до нашего времени проектной документации можно представить функциональное распределение основных помещений. Самостоятельным объемом была выделена парадная лестница, расположенная на центральной оси. Большой операционный зал соединялся с вестибюлем и двумя боковыми крыльями здания. В одном из них находились административные помещения, а также располагались квартиры служащих. Однако в итоге на конкурсе проектов победил московский архитектор Б. А. Коршунов. Строительство Дома Связи началось в сентябре 1927 г., к октябрю следующего года была закончена кладка стен и начались отделочные работы. «Дом Связи» открыл свои двери в мае 1930 г.
5. Проект строительства Дома Советов
Для будущего Дома Советов на Театральной площади в сентябре 1935 г. был объявлен местный конкур проектов. Всего таковых поступило пять, и один из них предоставил И. А. Чарушин. Он запроектировал поставить здание чуть восточнее, перед улицей К.Либкнехта. Дом Советов Чарушина вытянут в линию и полностью ориентирован на площадь. Протяженность фасада по проекту должна была составить 167 метров. Здание имеет высокую центральную часть с надстройкой и четырехэтажные крылья (флигели) с закругленными концами. В центральной части помещались два зала — большой (для съездов) и малый (для заседаний крайисполкома). Центр отделен от боковых частей сквозными проездами высотой в два этажа. Главный вход и входы по торцам здания украшены портиками и скульптурой. Но в итоге проект Чарушина занял лишь второе место, а победил же молодой архитектор Е. М. Громаковский. Недостатком проекта Чарушина сочли наличие в здании двух арок-проездов, в результате которых площадь бы стала проездной.
6. Проект строительства Драмтеатра (Дворец культуры)
В 1931 г. местный конкурс проектов строительства Дворца культуры (Драмтеатра) выиграла бригада под руководством И.А. Чарушина. Сооружение представляло собой крупный театральный комплекс, включающий в себя театр и клубный корпус. При его создании И. А. Чарушин использует новые приемы планировки, которые сложились в творчестве братьев Весниных и Вольтера Гропиуса. Овальный зрительный зал амфитеатрального типа, без традиционного разделения на ярусы и ложи, плавно переходит в пространство сцены. Зал охвачен подковообразными кулуарами и фойе, что обеспечивало новые удобства для зрителей. Объемная композиция дворца отличалась простотой и цельностью, суровой мощностью и конструктивной правдивостью. Главный акцент создает сценическая коробка, поднимающаяся глухим мощным объемом над полуциркульным фасадом с обильным остеклением. Центральный вход отмечен выступами, несущими аллегорические статуи. В ноябре 1931 г. президиум горсовета постановил: принять эскизный проект группы архитектора Чарушина и рекомендовать его как основу для технического проекта. Однако в итоге проект Чарушина не был одобрен. Вероятнее всего причиной отказа было то, что для районного центра (каким была на тот момент Вятка) был разработан слишком масштабный и потому дорогой проект. Поэтому в итоге Драмтеатр был построен по проекту московских архитекторов Бурова и Федорова.
7. Проект строительства жилого дома на углу улиц Карла Маркса и Труда
В 30-е гг. XX в. Чарушин проектирует и строит сразу несколько массивных жилых зданий. Самыми известными являются «Дом Чекистов» (угол Герцена и Ленина) и «Начальственный дом» (угол Октябрьского проспекта и улицы Розы Люксембург). 22 февраля 1936 г. архитектор разрабатывает проект жилого дома в периметре бывшей Пупыревской площади. Сопоставление этого дома с двумя вышеупомянутыми ясно показывает, что архитектор придерживался близких планировочных и композиционных приемов. Это здание также должно было быть поставлено на скрещении двух улиц — прием, градостроительно оправданный и вводящий новый масштаб и доминанту в среду улицы, которая должна была быть полностью перестроенной. Излюбленный прием скругления угла, который Чарушин часто применял в своих проектах, здесь заменяется прямым срезом угла, на котором располагается шестипилястровый портик. Излюбленная композиционная схема Чарушина прослеживается и в других частях. Лестничные клетки выделены башнеобразными объемами, к которым примыкают балконы в трех средних этажах. Завершение центральной части фасада дома выглядит практически нереальным в условиях северного вятского климата — это открытая лоджия, по мысли архитектора, долженствующая создать гармоничное завершение здания и переход к окружающему пространству. Этот дом Чарушин так и не смог построить. В 1950-е гг. перекресток Труда и Карла Маркса был застроен более скромными в архитектурном плане домами машиностроительного завода.
Фото из книги Е. А. Андреевой «Архитектор Иван Чарушин»