Бывал ли архитектор Чарушин за границей и знал ли языки?
Дискуссия вокруг переименования Центральной гостиницы в Hotel Charushin обнажила некоторые, между прочим, наши пробелы в биографии легендарного зодчего. Например, ряд спикеров высказались о том, что Иван Чарушин не знал иностранных языков и никогда не бывал за границей. Действительно ли это было так? Давайте попробуем разобраться.
Чарушин и путешествия
В начале 1890-х годов Иван Аполлонович служил архитектором на острове Сахалин и одной из его задач было изучение состояния строительного дела в сопредельных странах. Чарушин выезжал в Китай и Японию, исследовал архитектуру этих стран, общался со специалистами. Также само путешествие на Дальний Восток и обратно заняло у Ивана Аполлоновича почти два месяца отнюдь не легкого корабельного круиза, а обратно он плыл и вовсе 3,5 месяца с остановками в разных странах.
Какие государства, города он смог увидеть за это время? Здесь нужно еще проводить серьезное исследование, но, очевидно, что он много где побывал. Например, двоюродный брат Чарушина Вячеслав Юферев вспоминал, что Иван Аполлонович посетил Индию и накупил там всяческих «диковинных вещей», которые потом украшали дом архитектора на Пятницкой.
Чарушин и иностранные языки
Безусловно, архитектор мог изъясняться на нескольких языках кроме русского. В юности Иван Аполлонович учился в вятском реальном училище, где иностранные языки преподавались — это французский и немецкий.
На каком уровне преподавались иностранные языки в училище? Вот небольшой мемуар об изучении немецкого языка от учившегося в этом же образовательном учреждении Вячеслава Юферева:
«Большим уважением у учеников пользовался наш немец Эрнст Августович Вестермен… Его ученики чрезвычайно уважали за мягкое и справедливое отношение, за то старание, с которым он преподавал свой предмет… Основы, заложенные на уроках Эрн. Авг., очень пригодились мне впоследствии, когда я по окончании средней школы поступил в Политехникум в Риге, где почти все специальные предметы читались на немецком языке…Я вообще имел склонность к изучению иностранных языков и потом, после окончания всех учебных заведений, продолжал самостоятельно заниматься сначала немецким, затем английским и, наконец, французским языками…».
Кстати, Юферев вспоминал, что однажды Иван Аполлонович написал за него сочинение по русскому языку, которое озаглавил цитатой на немецком «Was der Mensch will, das kann er» («Что человек хочет, то он может»).
Далее Иван Аполлонович учился в Императорской академии художеств, языки изучали и там. В аттестате об окончании учебного заведения указано, что студентов чарушинского курса обучали французскому. Конечно, Чарушин будучи интеллигентом, интеллектуалом и эстетом иностранные языки знал, но в каком объеме — указать точно сложно. Точно также, например, сложно сказать, посещал ли он Европу.
Однако вывод тут очевиден: Чарушин бывал за границей, знал языки и вообще был всесторонне развитым человеком.