Где выпивали в Вятке 100 лет назад
100 лет назад жители Вятки не испытывали проблем при ответе на сакраментальный вопрос: «Куда сходить в пятницу вечером?». В отчете городской управы за 1911 г. указывалось, что в городе работают 8 ресторанов, 76 пивных лавок и 10 винных лавок. Двумя годами позже на заседании городской думы гласный М. П. Косолапов произнес страстную речь, в которой сокрушался о том, что в Вятке приходится по 3 питейных заведения на школу, а это «целое море кабаков». Сегодня мы выбрали 10 самых значимых и интересных питейных заведений, популярных у гуляющей публики нашего города сто лет назад.
1. Питейный дом
ул. Спасская, 4б
Питейный дом, который также известен в народе как «Приказная изба», не только является одной из старейших гражданских каменных построек Вятки, но и считается своеобразным памятником алкогольному досугу горожан прошлых лет. Дом изначально строился как кабак: с большим подвалом (подклетом), где хранились бочки с пивом. Питейный дом долгие годы гостеприимно встречал всех, кто входил или въезжал на территорию торга, расположенного в районе современного перекрестка Казанской и Спасской улиц с казанской стороны, его невозможно было ни обойти, ни объехать. Практически весь дореволюционный период в этом здании у самой кромки Засорного оврага располагались самые разные питейные заведения. Их владельцы менялись с большой частотой: в 1877 г. здесь размещался один из трактиров купца Петра Савинцева, с 1889 г. — Петра Швецова, с 1895 г. — купцов Александровых, с 1909 г. — купца Загоскина. С 70-х г. XX в. в здании размещается музейное учреждение, однако в феврале 2016 г. СМИ сообщили, что Приказная изба может быть отдана в аренду частному лицу и есть вероятность возвращения питейного заведения в стены этого древнейшего памятника вятского градостроительства.
2. Ресторан «Париж»
ул. Копанская, 5
В начале XX в. ресторан «Париж», работавший в доме Лаврентия Макарова на Копанской улице, был одним из самых скандальных в Вятке. Сам ресторан размещался в нижних этажах здания, а верхние этажи в 10-е гг. XX в. сдавали под «коммерческие номера». Ресторан и номера «прославились» после скандала 1910 г., когда здесь были выявлены факты нелегальной проституции и «подпольной» продажи спиртных напитков. В том же 1910 г. крестьянин Московской губернии Федор Вороненков, выпив две бутылки пива в «Париже», решил свести счеты с жизнью и отравился уксусной эссенцией. 20-летнего самоубийцу еле откачали в губернской больнице. Несмотря на ряд громких инцидентов в 1910—1911 гг., ресторан так и не был закрыт, найдя, очевидно, покровительство в среде чиновников, многие из которых сами часто бывали в «Париже». Ресторан продолжал свою деятельность, и в нем даже одним из первых в Вятке начали показывать кино.
3. Ресторан Товарищества Вятского пивоваренного завода К. О. Шнейдер
ул. Копанская, 5
В 1913 г. многострадальный ресторан «Париж» все-таки закрыли. Но, как известно, «свято место пусто не бывает», и в 1913 г. все в том же доме Макарова на Копанской улице открылся новый ресторан, на этот раз, принадлежавший предприимчивому немецкому пивовару Карлу Отто Шнейдеру. Вот что писала про этот ресторан газета «Северное слово» в небольшом рекламной сообщении от 12 мая 1913 г.: «В ресторане Товарищества Вятского пивоваренного завода К. О. Шнейдер (Копанская улица, дом Макаровой) после окончательного ремонта открыты для посетителей все комнаты ресторана. В зале громадной величины, украшенном художественной живописью, поставлены 3 великолепных бильярда, снабжённые шарами лучшей слоновой кости, в большой смежной комнате поставлен небывалый в Вятке „полифон-концерто", заменяющий собой хороший оркестр». В ресторане можно было вкусно пообедать, причем для непьющей публики отвели специальную комнату. Любопытно, что справки о наличие свободных мест в ресторане можно было получить по телефону. Кстати, в соседнем доме работал ресторан гостиницы «Восток», тоже пользовавшийся до революции популярностью.
4. Ресторан в Загородном саду
ул. Гласисная, Загородный сад
Старейший сад Вятки был открыт в 1821 г. и занимал пространство между современным Октябрьским проспектом, улицами МОПРа и Профсоюзной и машиностроительным заводом им. 1 Мая. Он был велик, площадь зеленых насаждений составляла 12 десятин (для сравнения, у Александровского сада только 2,25 десятин). 24 июня 1902 г. в саду состоялось открытие построенного в русском стиле ресторана. Помимо дегустации закусок и напитков в ресторане отдыхающие могли посоревноваться в игре в кегли или пострелять в тире. На летней сцене ресторана происходили постановки опереток, выступления певиц и певцов «легкого жанра». Краевед Б. Г. Сергиев в своих воспоминаниях писал о ресторане Загородного сада как об одном из самых притягательных для любителей кутежей публики. Именно здесь любил «гулять» эпатажный вятский купец К. И. Лаптев, который подъезжал к ресторану на автомобиле марки «Фиат» — первом вятском авто.
5. Буфет общественного собрания
ул. Спасская, 17
Вятское общественное собрание было открыто 20 ноября 1826 г. под именем «Вятского благородного собрания». Объединяло в себе представителей купечества, дворянства и чиновничества.
Организация существовала по большей части для развлечения и приятного времяпрепровождения. С 1877 г. стало называться «Общественным собранием». В клубе регулярно проходили концерты, лекции, творческие встречи и т. д. Важным элементом отдыха в собрании было посещение буфета. Туда приходили обедать и ужинать, в наличии имелись закуски, чай, кофе, шоколад, разные вина, водка, пиво, табак и сигары. В 1908 г. в собрании случился скандал: за игрой в карты повздорили зубной врач Дон Арансон и купец Михаил Коробов, дело чуть не дошло до рукоприкладства. Как следствие 1 января 1908 г. «ввиду драк, игр и безобразий» губернатор С. Д. Горчаков своим расположением закрыл клуб вятской аристократии. Случай был резонансный и беспрецедентный. В свою очередь, Сенат признал постановление губернатора в отношении клуба незаконным, отчего городская дума вынуждена была списать 124 рубля трактирного сбора с бездействовавшего полтора месяца клубного буфета. 17 февраля 1908 г., когда общественное собрание снова открылось, пресса писала: «народу на открытии было так много, что театр пустовал».
6. Пивные Шнейдера
ул. Царевская улица (дом Кривошеина),
угол Пятницкой и Спенчинской улиц (дом Хвостанцева),
ул. Казанская (дом Гусева), ул. Гласисная (дом Петухова) и др.
Начало XX в. было временем масштабного открытия пивных завода К. О. Шнейдер буквально по всему городу. В 1911 г. за Шнейдером числилось уже свыше 20 пивных лавок, охватывавших город, начиная от Дымковской слободы и до Владимирской улицы. В пивных можно было приобрести 16 сортов пива завода Шнейдера: «Баварское», «Вятская Бавария», «Ячменное», «Золотое ячменное», «Бавария», «Вятский портер», «Мартовское», «Ячменный колос», «Кристалл» и другие. Причём «Баварское» получило свой статус с разрешения баварских пивоваров. Впервые в истории торгового дела на Вятской земле Карл Шнейдер стал нанимать для работы в своих пивных молодых вдовушек, как правило, красивых, бойких на язык и не чуждых легкого флирта. Шнейдер понимал, что в пивные мужчины приходили пообщаться, поговорить «за жизнь» и им было интересно посмотреть и на красивую девушку. Наиболее удачливые продавщицы получали в год 2000 рублей заработной платы при цене кружки пива (0,6 литра) в 3–4 копейки. Конечно, в пивных Шнайдера часто были и конфликты, драки, дебоши. Например, газета «Голос Вятки» 22 января 1910 г. сообщала, что в пивной лавке Шнейдера в доме Лосева на Богословской улице «в самой лавке и около неё то и дело происходят буйства, драки, а иногда и грабежи. Так недавно в лавке были похищены деньги у зашедших сюда крестьян Косолапова и Глызина. Кроме того, по выходе из лавки Косолапов и Глызин были избиты на улице пьянствовавшими в лавке посетителями».
7. Пивные и рестораны Александровых
ул. Преображенская, 25, ул. Спасская, 4,
ул. Преображенская, 39 и др.
На рубеже XIX — XX вв. представители слободской династии Александровых владели сетью виноводочных и пиво-медоваренных промышленных производств и оптовых складов, сумели выстроить успешную тактику предпринимательства, с учетом новых тенденций. Производимые на заводах Александровых искусственные минеральные воды, пиво и алкогольная продукция реализовывалась в собственных ресторанах и трактирах в г. Вятке и далеко за ее пределами. В начале XX в. пивные Александровых непрерывно конкурировали с К. О. Шнейдером: сначала Слободская династия по количеству заведений значительно опережала немца, но в 10-е гг. XX в. он вырвался вперед, а у Александровых осталось лишь 4 пивных заведения. Пивные эти были в начале XX в. известны как «крамольные». Так, в 1911 г. газета «Голос Вятки» сообщала, что в пивных лавках Александрова в Вятке читают только левые газеты «Вятская речь», «Биржевые ведомости».
8. Ресторан гостиницы «Стокгольм»
(с 1900 г. — «Европейская»)
ул. Спасская, 6
Справа — гостиница «Европейская», слева — здание общественного собрания
В середине XIX в. в Вятке появился шведский предприниматель Аксель Пуссет, который открыл в доходном доме на Спасской улице гостиницу «Стокгольм» с рестораном. Заведение работало по европейским лекалам: в меню, например, насчитывалось свыше 100 блюд, можно было попробовать даже омары, норвежскую сельдь, ананасы, бананы, анчоусы и многое другое. Для обеспечения ресторана требовались и собственные производственные мощности. В 1861 г. во дворе гостиницы и ресторана были отстроены кондитерская, ледник и первая в городе колбасная мастерская (в ней работали 7 человек). При Пуссете официанты ресторана были одеты практически так же, как и посетители: черный сюртук, белая рубашка, галстук-бабочка, лакированные туфли. В угоду публике и во избежание путаницы пришлось одеть их в традиционные для половых шаровары, сапоги и косоворотку с кушаком. Гостиница до революции не раз меняла названия и владельцев, но ресторан стал неотъемлемым ее атрибутом. Здесь можно было послушать цыганские романсы, посмотреть на исполнительниц канкана, выступали и заезжие артисты. Например, в начале XX в., когда гостиничный комплекс принадлежал купцу Чучалову и назывался «Европейская», на сцене ресторана выступал куплетист Борис Касторский, который по одной из версий является прототипом Бубы Касторского из «Неуловимых мстителей».
9. Кофейня-столовая и ресторан «Кавказ»
ул. Московская, 29
Вдали — колокольня Троицкого кафедрального собора. Справа на фото — большой каменный двухэтажный дом купцов Рязанцевых (ул. Московская, 26) , в котором в начале XX в. располагалась кофейня-столовая «Кавказ»
Значительной популярностью пользовалась в начале XX в. кофейня-столовая и ресторан под названием «Кавказ». Кофейня располагалась в доходном доме купцов Рязанцевых на улице Московской, ресторан же несколько раз переезжал, долгое время находился на Преображенской улице недалеко от Кафедральной площади. Заведение принадлежало дагестанскому ресторатору Зийнетдину Бек-Султанову. В начале XX в. в его ведении находилось несколько ресторанов в городе, и все они пользовались успехом у вятской публики. Причин было сразу несколько. Во-первых, Бек-Султанов был мусульманин, а, следовательно, на его заведение не распространялся закон о запрещении торговли спиртными напитками во время православных постов, и в эти дни доход ресторатора был довольно высок. А во-вторых, в ресторанах Султанова впервые в Вятке стали показывать такое экзотическое развлечение, как танец живота. В целом же можно отметить, что увлечение грузинской гастрономией и винами было у вятчан делом привычным. Еще в 1830-е годы, в период ссылки А. И. Герцена, в Вятке работал грузинский винный погреб, где можно было попробовать настоящие грузинские вина.
10. Ресторан «Петербург»
ул. Преображенская, 9
в котором в начале XX в. располагался ресторан «Петербург»
«Петербург», принадлежавший варшавской мещанке Юстине Шмидт, считался одним из самых лучших дореволюционных ресторанов Вятки, стены в нем украшали причудливые росписи. Располагался ресторан на углу Николаевской и Преображенской улиц, в доме Башмаковых. «Петербург» хоть и считался элитными заведением, но имел неоднозначную репутацию и частенько в 1910-е гг. оказывался в центре самых разных скандалов. Один из них затрагивал весьма щекотливую тему: в полицию обратились три шансонетные певицы в возрасте от 15 — 18 лет, которые прибыли в Вятку из Перми для пения в ресторане «Петербург». По факту же оказалось, что в заведении «им приходится не только петь на сцене, но и ухаживать за гостями, и, находя это низким, они, пробыв в ресторане три дня, ушли из последнего». Заключившую сделку с владельцем ресторана Шмидт о гастролях шансонеток дворянку А. Ф. Дашкевич девушки потребовали привлечь к ответственности. Любопытно, что по существовавшим в начале XX в. правилам, питейные заведения и рестораны не должны были открываться раньше двух часов дня, Шмидт не раз нарушала этот закон, за что «Петербург» штрафовали на 15 рублей. Кстати, на той же Преображенской улице располагался ресторан Александровых и один период здесь же работал «Кавказ». Так что место было действительно злачное.