Борьба с вятским пьянством в конце XIX — начале XX века
В России многие события идут по кругу. Один из наиболее ярких примеров — борьба с пьянством. Этот процесс уже не раз инициировался властью в совершенно разные исторические эпохи и приводил к зачастую крайне противоречивым явлениям. В настоящее время в Кировской области продолжается активная антиалкогольная кампания, включающая в себя комплекс мер по ограничению времени продажи алкоголя, борьбе с контрафактной продукцией, закрытию так называемых рюмочных, изъятию из продажи «перчиков» и т. д. Как известно, все новое — это хорошо забытое старое. В Вятской губернии второй половины XIX — начала XX в. велась беспрецедентная борьба с алкоголизмом. Предлагаем Вашему вниманию анализ антиалкогольных мер, принятых более ста лет назад на территории вятской земли.
Одной из наиболее серьезных социальных проблем России во второй половине XIX — начале XX в. было повальное пьянство и алкоголизация населения. После отмены крепостного права в 60-е гг. XIX века в обществе и прессе происходили бурные дискуссии на тему пьянства русского народа и борьбы с этим явлением. В 1868 г. в петербургском собрании сельских хозяев шли дебаты по поводу доклада общественного деятеля Скальковского о борьбе за народную трезвость в России. Сенсацией стало обнародование им данных о том, что потребление водки в России (за исключением нескольких губерний) в пореформенный период нисколько не уменьшилось, а даже наоборот. Если в 1858 – 1859 гг. в России было выпито 43 000 000 ведер водки, то в 1865 – 1866 гг. в тех же местностях – 61 000 000, т. е. больше на 38%. К 1861 г. в России существовало 93 000 питейных заведений, в 1864 г. их число в городах достигло 39 907, а в селах — 132 532. В итоге прогрессивные слои общества пришли к выводу о необходимости проведения широкой общественной кампании против пьянства и создания сети общественных организаций, которые занимались бы борьбой с алкоголизацией населения, построением системы альтернативного досуга.
В Вятской губернии проблема пьянства стояла очень остро. Местные газеты второй половины 1860-х гг. пестрят статьями и заметками, поражающими масштабами пьянства среди населения. В «Вятских губернских ведомостях» регулярно появляются сообщения о смертях в результате пьяных драк, обморожениях в состоянии опьянения, в отдельных деревнях урожай погибал из-за неспособности местного населения работать по причине повального пьянства. Нельзя также не отметить тот факт, что жертвами «зеленого змия» становились все чаще не только взрослые, но и дети. Пьянство было и важной причиной роста преступности. Так, в отчете вятского губернатора Н. М. Клингенберга за 1898 г. указывалось: «Главной причиной многих преступлений служит чрезмерное употребление вина, имеющее пагубное влияние на народную нравственность и благосостояние. Число скоропостижно умерших от пьянства было 361 человек. Однако зло это все более и более привлекает внимание епархиального и гражданского начальства, и вместе с тем и сознание вреда от чрезмерного употребления вина начинает мало-помалу проникать в массу населения».
Таким образом, в обществе все чаще поднимался вопрос о борьбе с пьянством и явлениями, его сопровождавшими. Одним из способов побороть этот порок было создание сети специальных общественных организаций — обществ трезвости. Их наибольший расцвет пришелся на 80-е гг. XIX — начало XX в. Введение в середине 1890-х гг. в России казенной винной монополии и увеличение темпов продажи алкоголя принесли с собой усиление тяжелых разрушительных последствий для народа. Ответом общества стало расширение сети трезвенных объединений.
Целью обществ трезвости в соответствии с нормальными уставами было «противодействие чрезмерному употреблению спиртных напитков среди населения» и «доставление членам семейств разумных развлечений». Общества состояли из членов обоего пола, всех вероисповеданий, званий и сословий; в члены организации не допускались только владельцы винокуренных заводов и лица, занимавшиеся продажей спиртных напитков, а также несовершеннолетние, нижние воинские чины, юнкера и подвергавшиеся ограничениям по суду. Люди, вступившие в общество, должны были окончательно и бесповоротно отказаться от употребления любых спиртных напитков.
На территории Вятской губернии общества трезвости были развиты повсеместно. В 1890 г. в Вятской губернии насчитывалось 19 обществ трезвости, два из них действовали в городах (Сарапульское и Уржумское), три в заводских поселках (Воткинское, Ижевское и Кирсинское), а остальные были созданы в деревнях. С 1890-х гг. количество обществ трезвости стало быстро расти, «они открывались во всех крупных населенных пунктах, на заводах и даже в учебных заведениях». Уже в 1900 г. число обществ трезвости достигло 28, общее число членов — 1 829 человек. Наибольшее количество членов было в обществах: Сарапульском — 345 человек, Воткинском — 176 человек, Ижевском — 129 человек, Верхотульском Котельничского уезда — 180 человек, Сернурском Уржумского уезда — 136 человек.
Общества трезвости делились на церковные и светские, которые активно поддерживали представители интеллигенции (врачи, учителя) и земские деятели. В большинстве же обществ трезвости состояли в основном крестьяне и мещане при руководящей роли духовенства. Так, в 1902 г. из десяти основателей Николаевского общества трезвости Сочневской волости Слободского уезда девяти являлись крестьянами, а руководил ими местный церковный староста Иван Федоров Торкунов. В ряде других обществ трезвости священнослужители возглавляли организации: в Кирсинском — священник Виктор Анисимов, в Рябиново-Ильинском — священник Валентин Амосов, в Гольянском — священник Николай Игуменов и т. д.
Православная церковь активно поддерживала трезвенное движение, еще 10 августа 1889 г. вышел циркулярный указ Священного Синода, в котором епархиальным архиереям предлагалось «…донести Святейшему Синоду, существуют ли в настоящее время… общества трезвости и в чем обнаружилось влияние их на религиозно-нравственное состояние как принадлежащих к их составу лиц, так и на окрестное население». Указ способствовал открытию новых обществ трезвости.
Главной целью обществ трезвости являлось отвлечение населения от пьянства, но сделать это можно было только создав ему альтернативу в виде более культурного времяпрепровождения без распития спиртных напитков. Эта мысль наиболее ярко сформулирована в «Отчете о деятельности комитета Кайгородского общества трезвости» за 1897–1899 гг.: «Местное население предается чрезмерному употреблению спиртных напитков в большинстве случаев потому, что в свободное время у них нет разумных развлечений, нет места для разговора и беседы друг с другом».
Местом культурного досуга становились чайные, формировавшиеся в конце XIX в. при большинстве обществ трезвости. В некоторых, как, к примеру, Малмыжском, «вся деятельность правления сосредоточена была на развитии и поддержании принадлежащей обществу чайной». В чайных посетители получали бесплатно или за небольшую сумму (до 3 копеек) порции чая или квас. Для посетителей устраивались различные развлечения. В Кайгородском обществе трезвости для привлечения большего числа посетителей в чайную в ней разметили газеты и брошюры беллетристического и научного содержания, а для игры — шашки. Кроме стационарных чайных, существовали и передвижные. К примеру, такая чайная Сернурского общества трезвости в базарные дни перемещалась по селам Сернур, Токтай-Беляк, Новый и Старый Торьял, Тумью Мучашь и деревне Кужнер. Многие общества трезвости открывали чайные сразу в нескольких местах. Тихогорское общество образовало чайные в селе Тихие Горы, в здании народной читальни в Бондюжском заводе. За один только 1898 г. в этих трех чайных было выдано 35 380 порций чая.
Чайные обществ трезвости в селах и деревнях Вятской губернии пользовались большой популярностью и где-то даже становились центром всей общественной жизни. В 1909 г. в редакцию газеты «Вятская речь» написал некто Узов, который рассказывал про невиданный ажиотаж вокруг чайной общества трезвости в селе Тихие Горы Елабужского уезда. Автор сообщал, что чайная организации долгое время была центром всей жизни в небольшом селе, каждый день с утра и до вечера она осаждалась десятками посетителей, главным образом, возчиками. Иногда перед чайной скапливалось такое количество желающих чаевничать, что от наставленных возов и лошадей невозможно было пройти или проехать по улице.
Особое внимание уделялось борьбе за трезвость в периоды праздников и массовых гуляний. Председатель Вятскополянского общества трезвости в 1902 г. отмечал, что именно во время больших праздников вопиющая материальная нужда часто побуждает «главу семьи забыться через употребление вина и, как говорится, залить горе вином». Совет общества трезвости после дискуссии пришел к выводу, что в таком случае уместны методы благотворительности как «выражение сердечного и христианского участия к положению бедствующих». Для предупреждения всплеска алкоголизма общество собрало через подписку 24 рубля 75 копеек и раздало по усмотрению священников между нуждающимися прихожанами.
К сожалению, далеко не все инициативы в области борьбы за трезвость удавалось реализовать. Некоторые из них были желательны и очевидны в плане сохранения здравой общественной морали и нравственности, но не соответствовали существовавшим в России законам. Так, в 1899 г. Кайгородское общество трезвости не смогло добиться от губернатора Н. М. Клингенберга запрета «вредного для населения обычая приготовлять и употреблять особый напиток, называемый «бражкой». Обществом было отправлено прошение на имя Н. М. Клингенберга, он поручил это дело управляющему акцизными сборами Вятской губернии, который, в свою очередь, провел собственную экспертизу «бражки». Принимая во внимание, что бражка в Кайгородской и Трушниковской волостях приготовлялась исключительно домашним способом в корчагах размером до двух ведер, никакой перегонке не подвергалась и ее крепость не превышала 5 градусов по Траллесу, а также руководствуясь 124 статьей Устава об акцизных сборах, изданного в 1893 г., разрешавшего варение пива и браги в корчагах селам и деревням для домашнего употребления, управляющий акцизными сборами Вятской губернии не признал возможным отнести бражку к категории крепких напитков, а стало быть, населению было разрешено и дальше гнать и употреблять ее. Кайгородское общество трезвости, естественно, негативно отнеслось к такому постановлению властей, но сделать что-либо не имело никаких возможностей.
Однако тема, поднятая Кайгородским обществом трезвости, была актуальна и получила свое продолжение в 1906 г. В одном из рапортов на имя министра внутренних дел вятский губернатор С. Д. Горчаков прямо писал, что «в русских деревнях варение браги не преследуется». В то же время в 1890 г. вотякам Вятской губернии было запрещено изготовлять подобный браге напиток — кумышку (домашняя водка). На борьбу с «кумышковарением» правительством расходовало около 44 000 рублей в год, за период с 1900-го по 1904 г. было составлено 20 374 протокола о варении кумышки.
Часто происходило учреждение при обществах трезвости бесплатных библиотек-читален. К 1901 г. в Вятской губернии функционировало девять подобных библиотек. В 1899 г. такая читальня была открыта на Ижевском оружейном заводе при местном обществе трезвости. 26 мая в день празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина первые посетители появились в зале читальни. К этому моменту обществом трезвости были приобретены книги из каталога книг и периодических изданий народных читален за 1897 г., сформированного по распоряжению Министерства народного просвещения. Попечителем читальни стал помощник начальника завода, гвардейской артиллерии капитан Савостьянов. Всем членам общества предоставили право бесплатного пользования книгами для чтения дома и в помещении читальни. В уставе библиотеки-читальни отмечалось, что посетители должны соблюдать полную тишину, а курение табака, питье чая, закусывание и вообще нарушение чистоты не допускалось. Желавшие получить книгу должны были предъявить в читальне библиотеки свой билет на звание члена общества. Обращаться с книгой необходимо было предельно аккуратно, за порчу или за ее утрату уплачивалась полная ее стоимость.
Кроме чайных и библиотек-читален, общества трезвости устраивали и массу различных образовательных и увеселительных мероприятий. Многие активисты трезвенного движения понимали, что «одним из самых действенных… мероприятий для борьбы с алкоголизмом является устройство спектаклей, концертов, народных чтений и других разумных развлечений». Так, Сарапульское общество трезвости учредило школу кройки и шитья для «бесплатного обучения членов-женщин и жен и дочерей членов лучшими приемами кройки и шитья», а также ввело уроки пения. Члены общества занимались хоровым пением, участвовали в молебнах, панихидах, был создан оркестр из 13 человек. В Слободском обществе трезвости активно практиковались лекции и беседы по наиболее актуальным вопросам времени. В 1910 г. большой резонанс вызвало выступление профессора К. А. Жакова «Пессимизм нашего поколения», сбор с входных билетов пошел в пользу общества трезвости.
По подсчетам историка А. Л. Афанасьева, на 1 января 1911 г. в России (без Польши и Финляндии) насчитывалось 1 873 общества трезвости (как религиозных, так и светских). В них числилось более 500 000 членов, т. е. больше, чем во всех революционных и политических партиях вместе взятых. Благодаря их деятельности удалось снизить как общее потребление вина в России с 90,1 млн. ведер в 1863 г. до 72,6 млн. ведер в 1903 г., так и душевое — с 1,23 ведра на человека в 1863 г. до 0,52 — в 1903 г.
Однако борьба за народную трезвость шла очень сложно. Активисты трезвенного движения на Ижевском заводе Вятской губернии в 1890 г. констатировали, что «народ наш, издавна привыкший к водке, которая была необходимой принадлежностью всех его общественных, семейных и церковных радостей и торжеств, с величайшим трудом расстается с ней». Тем не менее в Вятской губернии к началу XX в. была создана крупная сеть обществ трезвости не только в уездных городах губернии, но и в малых деревнях и селах, в заводских поселках. К 1911 г. в 8 из 11 уездов Вятской губернии существовали общества трезвости. По их требованию только в 1914 г. в регионе было закрыто 45 казенных винных лавок, а в начале следующего года — 296. Потребление вина в губернии снизилось с 1 499,9 тыс. ведер в 1872 г. до 1 060,7 тыс. ведер в 1914 г. Количество питейных заведений также сократилось с 4 403 в 1864 г. до 1 353 в 1914-м. Общества трезвости учредили большое количество чайных, библиотек-читален, театров, народных хоров, ссудно-сберегательных касс, во многих населенных пунктах они стали настоящим центром всей общественной жизни, проводили активную антиалкогольную пропаганду, устраивали лекции, проводили дни трезвости.
Фото из альбома «Эхо пьянства и его последствия» Дмитрия Булгаковского, 1900 г.