Борьба за свободу фотографии в начале XX в.

В начале XX века в России создавалось огромное количество общественных организаций в различных сферах жизни, много их было и в области искусства и культуры. Фотографические общества стали  также весьма популярны, ведь увлечение фотографией являлось в то время модной и актуальной тенденцией, свежим веянием времени. Чтобы делиться опытом и навыками в этом непростом искусстве, в различных городах образовывались фотографические общества. Еще в 1878 г.  сформировалось первое фотографическое общество – Пятый отдел (светописи и ее применений) Императорского русского технического общества (ИРТО). Создатели преследовали цель изучения и исследования фотографии как отрасли техники. В 1897 г. было основано Санкт-Петербургское фотографическое общество. В уставе организации значилось, что оно имело своей целью содействовать развитию светописи и ее применениям, облегчать занятия светописью своим членам и вообще способствовать взаимному сближению фотографов.

На рубеже XIX – XX вв. фотографические общества появились в Одессе, Москве, Архангельске, Екатеринбурге, Казани, Киеве, Перми, Ярославле и других городах. Однако неожиданно их формирование встретило сопротивление со стороны властей.

фото 1.jpg
Непременные члены V отдела ИРТО. 1904 г.

9 февраля 1902 г. в Челябинске 18 фотографов-любителей подали прошение губернатору об организации фотографического общества с целью «соединенными силами достигнуть большего совершенства в искусстве светописи». После долгих бюрократических блужданий ходатайство осело в стенах департамента полиции. Неожиданно 7 мая челябинским фотолюбителям…пришел отказ. Почему же МВД запретило образование фотообщества?

Причины такого решения можно узнать из внутренней переписки его сотрудников. Так, в письме от 7 мая 1902 г. № 2117  делопроизводитель департамента полиции пишет «Полагал бы подобных фотографических обществ не учреждать. Во-первых, профессиональные фотографы в них не нуждаются; во-вторых, любителям нет надобности соединяться в подобные общества, их задачи любителями фотографии понимаются и осуществляются каждым из них по его личному усмотрению». Самым важным являлся третий аспект:  в соответствии с пунктом 2-м параграфа 1 и параграфа 17 Челябинское фотографическое общество предоставляло каждому своему члену право путешествовать по всей Российской империи  для изготовления фотоснимков. Чиновник МВД отмечал, что так как число членов общества не ограничено и «ничем особенным доступ в члены не обусловлен», то такие перемещения фотографов по стране могут быть крайне опасны для государства.  Под предлогом фоторабот ими могут осуществляться революционная деятельность, пропаганда и агитация.

Очень важно для полиции было и то, что «…фотографы будут передвигаться по России без ведома властей, лишь в силу заинтересованности своей к фотографическому облику». В ряды фотографов могли бы легко пробраться революционные элементы, и это грозило бы непредсказуемыми последствиями. Таким образом, департамент полиции в середине мая 1902 г. запретил образование фотографического общества в Челябинске, а в июне то же самое произошло в Томске.

фото 2.jpg
Реклама одного из челябинских фотолюбителей. 1907 г.

Политика властей по отношению к фотографическим обществам, да и общественным организациям в целом, в начале XX в. была непоследовательной. В 1904 – 1905 гг. в Вятке также образовалось фотографическое общество. Его устав был утвержден 3 февраля 1905 г., а 12 марта организация уже начала действовать. В Российском государственном историческом архиве сохранился устав общества. В параграфе 1 под пунктом «г» значится такая цель работы организации:  «Оказывать поддержку и содействие развитию путешествий фотографов-любителей с научной и художественной целью для собирания материалов к изучению родины». Таким образом, фактически та статья, из-за которой запретили образование фотообщества челябинцам несколькими годами раньше, теперь присутствовала в уставе утвержденного вятского общества.

фото 3.1.jpg
Копия первой страницы устава вятского фотографического общества. (ГАКО. Ф. 582. Оп. 145. Д. 259. Л. 15).

Нет точных данных смогли ли впоследствии челябинские фотолюбители все-таки организовать общество, но в Вятке оно существовало еще долго и успешно. В 1908 г. Вятское фотографическое общество  возглавил С. А. Лобовиков – признанный мастер фотоискусства. Под его руководством организация проводила многочисленные выставки, некоторые фотоработы очень неплохо котировались не только в России, но и за границей. Благодаря снимкам членов Вятского фотографического общества теперь мы можем представить, как выглядела провинциальная Вятка сто лет назад. Впрочем, несмотря на запретительную политику департамента полиции начала XX в., современные жители Челябинска и Тюмени также имеют возможность наслаждаться видами своих городов в прошлом.

В заключении немного фото для сравнения:

фото 5-4.jpg
Реклама фотоателье вятского мастера С. А. Лобовикова и челябинского фотографа В. Г. Половникова
фото 6-7+.jpg
Челябинские крестьяне. Работа фотолюбителя К. Н. Теплоухова (слева)
и вятские крестьяне. Работа С. А. Лобовикова (справа).

Фото: ГАКО, dg048.livejournal.com, photoshooting.ru