Борьба за свободу фотографии в начале XX в.

В начале XX века в России образовывалось огромное количество общественных организаций в различных сферах жизни, много их было и в области искусства и культуры. Фотографические общества стали  также весьма популярны, ведь увлечение фотографией являлось в то время модной и актуальной тенденцией, свежим веянием времени. Чтобы делиться опытом и навыками в этом непростом искусстве в различных городах образовывались фотографические общества. Еще в 1878 г.  сформировалось первое фотографическое общество – Пятый отдел (светописи и ее применений) Императорского русского технического общества (ИРТО). Создатели преследовали цель изучения и исследования фотографии как отрасли техники. В 1897 г. было основано Санкт-Петербургское фотографическое общество. В уставе организации значилось, что оно имело своей целью содействовать развитию светописи и ее применениям, облегчать занятия светописью своим членам и вообще способствовать взаимному сближению фотографов.

На рубеже XIX –  XX вв. фотографические общества появились в Одессе, Москве, Архангельске, Екатеринбурге, Казани, Киеве, Перми, Ярославле и других городах. Однако неожиданно их формирование встретило сопротивление со стороны властей.

фото 1.jpg
Непременные члены V отдела ИРТО. 1904 г.

9 февраля 1902 г. в Челябинске 18 фотографов-любителей подали прошение губернатору об организации фотографического общества с целью «соединенными силами достигнуть большего совершенства в искусстве светописи». После долгих бюрократических блужданий ходатайство осело в стенах Департамента полиции. Неожиданно 7 мая челябинским фотолюбителям …пришел отказ. Почему же МВД запретило образование фото-общества?

Причины такого решения можно узнать из внутренней переписки его сотрудников. Так в письме от 7 мая 1902 г. №2117  делопроизводитель департамента полиции пишет «Полагал бы подобных фотографических обществ не учреждать. Во-первых профессиональные фотографы в них не нуждаются; во-вторых, любителям нет надобности соединиться в подобные общества, их задачи любителями фотографии понимаются и осуществляются каждым из них по его личному усмотрению». Самым важным являлся третий аспект:  в соответствии с пунктом 2-ым параграфа 1 и параграфа 17 Челябинское фотографическое общество предоставляло каждому своему члену право путешествовать по всей Российской империи  для изготовления фото-снимков. Чиновник МВД отмечал, что, так как число членов общества не ограничено и «ничем особенным доступ в члены не обусловлен», то такие перемещения фотографов по стране могут быть крайне опасны для государства.  Под предлогом фоторабот ими может осуществляться революционная деятельность, пропаганда и агитация.

Очень важно для полиции было и то, что «…фотографы» будут передвигаться по России без ведома властей, лишь в силу заинтересованности своей к «фотографическому» облику». В ряды фотографов могли бы легко пробраться революционные элементы, и это грозило бы непредсказуемыми последствиями. Таким образом, департамент полиции в середине мая 1902 г. запретил образование фотографического общества в Челябинске, а в июне тоже самое произошло в Томске.

фото 2.jpg
Реклама одного из челябинских фото-любителей. 1907 г.

Политика властей по отношению к фотографическим обществам, да и общественным организациям в целом, в начале XX в. была непоследовательной. В 1904 – 1905 гг. в Вятке также образовывалось фотографическое общество. Его устав был утвержден 3 февраля 1905 г., а 12 марта организация уже открыла свои действия. В Российской государственном историческом архиве сохранился устав общества. В параграфе 1 под пунктом «г» значиться такая цель работы организации:  «оказывать поддержку и содействие развитию путешествий фотографов-любителей с научной и художественной целью для собирания материалов к изучению родины». Таким образом, фактически та статья, из-за которой запретили образование фото-общества челябинцам пару годами раньше, теперь присутствовала в уставе утвержденного вятского общества.

фото 3.1.jpg
Копия первой страницы устава вятского фотографического общества. (ГАКО. ф. 582. оп. 145. д. 259. л. 15).

Малоизвестно, смогли ли в последствии Челябинские фото-любители все-таки организовать общество, но в Вятке оно существовало еще долго и успешно. В 1908 г. Вятское фотографическое общество  возглавил С.А. Лобовиков – признанный мастер фото-искусства. Под его руководством общество проводило многочисленные выставки, некоторые фото-работы очень неплохо котировались не только в России, но и за границей. Благодаря снимкам членов Вятского фотографического общества теперь мы можем представить, как выглядела провинциальная Вятка сто лет назад. Впрочем, несмотря на запретительную политику департамента полиции начала XX в. современные жители Челябинска и Тюмени также имеют возможность наслаждаться видами своей старины.

В заключении немного фото для сравнения:

фото 5-4.jpg
Реклама фото-ателье вятского мастера С. А. Лобовикова и челябинского В. Г. Половникова
фото 6-7+.jpg
Челябинские крестьяне. Работа фото-любителя К.Н. Теплоухова (слева)
и Вятские крестьяне. Работа С.А. Лобовикова (справа).

Фото: ГАКО, dg048.livejournal.com, photoshooting.ru