Загадочный альбом. Вятка на фотографиях Джеймса Прингла

Сегодня каждое фото дореволюционной Вятки является для нас настоящей ценностью, связывающей современные поколения с прошлым города. Увы, но на самом деле снимков старой Вятки дошло до нас не так много, и что немаловажно — сделаны они были ограниченным кругом лиц. Мы смотрим на Вятку глазами Сергей Лобовикова, Петра Тихонова, Петра Репина и т.д. При этом крупные столичные фотографические экспедиции обошли наш город стороной, даже чрезвычайно энергичный мастер цветного фото С. М. Прокудин-Горский так не добрался до Вятки. Что уж говорить об иностранных фотографах с их оригинальным видением старой России. Правда, был один иноземец, который в революционный 1917 г. оказался в нашем городе и даже сделал несколько снимков. В настоящей публикации речь пойдет о Джеймсе Прингле и его спонтанной экспедиции по России, в ходе которой американец побывал в Вятке, засняв ее заметенные снегом улицы.

1.jpg

Джеймс Максвел Прингл (James Maxwell Pringle) оказался в России не случайно — он являлся одним из представителей американской дипломатической и коммерческой миссии. Прингл находился в России по поручению National City Bank of New York. Достоверно неизвестно, какую роль он выполнял в деятельности банка. Скорее всего, был служащим российского филиала. Джеймс Прингл прибыл в Россию зимой-весной 1917 г. и, судя по фотографиям из его альбома, застал мартовскую революцию. Помимо исполнения своих прямых обязанностей американец, увлекавшийся фотографией, делал снимки тех городов, в которых бывал по делам службы. Он запечатлел как столичную, так и провинциальную жизнь в эпоху революции, составив из фото целый альбом. 

2.jpg

Сотрудники иностранных дипломатических и коммерческих миссий в России начала 1917 г. вряд ли могли знать, что станут очевидцами двух революций. Граждане стран Антанты весь 1917 г. находились в Петрограде. Даже свержение временного правительства, поставившее посольства в условия пребывания в непризнанном большевистском государстве без гарантий безопасности, не могли заставить их вернуться в свои страны. Провал мирных переговоров в Брест-Литовске и стремительное наступление немецких войск на Петроград ставило под угрозу безопасность подданных стран Антанты. Угроза оказаться в плену у немцев заставила многочисленный контингент иностранцев, от простых служащих до крупных предпринимателей и членов посольств, покинуть столицу. Так Джеймс Прингл отправляется в большое путешествие по России, в ходе которого он и сделал действительно уникальные снимки.

3.jpg

Вместе с большей частью американцев Прингл отбыл в марте 1917 г. из Петрограда и оказался на станции Верещагино в Пермской губернии. Примечательно, что поезд проехал мимо Вологды, где Принглу и некоторым другим служащим американских миссий надлежало сойти. Смогли высадиться они только под Вяткой и, отправившись в Вологду, присоединились к дипломатическому авангарду. В Вологде Прингл провел непродолжительное время и через Сибирь отправился на Дальний Восток, откуда и покинул Россию. 

4.jpg

Фотоальбом Джеймса Прингла — это собрание фотографий, расположенных по 2-4 снимка на листе, объединенных по географическому принципу. Он был подарен в библиотеку конгресса США племянником американца Робертом Принглом. В дальнейшем альбом был оцифрован и выложен в открытый доступ на сайте библиотеки. Серия фотографий начинается, судя по узнаваемым видам и датировке, с Петрограда марта 1917 г. и содержит виды городов, в которых автор был в дальнейшем. Многие фотографии подписаны, что облегчает процедуру идентификации изображений, а также понимание того, что привлекло внимание фотографа. Петроград сменяется Москвой, затем Вологдой и, запечатлев станцию Верещагино, снимки по пути следования автора перемещаются за Урал.

5.jpg

Авторские заметки под фотографиями являются ключом к пониманию событий американцем. Бесконечные митинги для него — своеобразный парад, развлечение, способ «выпустить пар». Прингл оценивает обстановку сообразно тому, как делают это американцы, не знавшие никаких революций. Фотограф находит аналогии больше с гуляньями, чем с протестом, так возникают комментарии, в которых трудно узнать революцию. В такой логике фотография с названием «дискуссии о хлебном пайке» приобретает исключительно будничную, юмористическую смысловую нагрузку. Это скорее «кумушки за сплетнями», чем горькая извечная драма маленького человека. Для русских людей подобные разговоры всегда эсхатологичны. Для Прингла события революционного 1917 года — это не трагический перелом в истории страны, а скорее непредсказуемое стечение обстоятельств, к которому он относится с достаточной степенью иронии.

6.jpg

В основном в альбоме Прингла можно встретить снимки двух русских столиц. Контрастными фотографиями, по сравнению с Петроградом и Москвой, являются снимки Вологды — последнего города европейской части России, в котором Прингл был перед отъездом на родину. Стоит отметить, что ему посвящена всего одна страница. В этих фотографиях нет шлейфа революционных событий. Вокзал города — единственное запечатленное камерой оживленное место. На другом снимке — особняк, здание бывшего клуба приказчиков, попавшее в объектив иностранца потому, что в нем разместилось американское посольство. Посол Френсис удивлялся спокойствию города и предложению градоначальства занять довольно хороший особняк, тогда как в столице местная власть безапелляционно реквизировала здания.

7.jpg

Помимо Вологды, как было указано выше, Прингл побывал вместе со своим фотоаппаратом в Вятке. Достоверно известны два снимка, которые он сделал в губернском центре. Причем вокруг обеих фотографий позже развернулась большая дискуссия. Дело в том, что на странице с видами Вологды в альбоме Пригла в результате какой-то ошибки автор поместил среди фотографий вид Вятки. На переднем плане снимка — колокольня Покровского собора и силуэты людей, на заднем плане четко угадываются очертания собора Александра Невского и чуть левее в кадре — Донской (Стефановской) церкви.

8.jpg

Очевидно, позднее, при идентификации фотографий, Прингл, ориентируясь на воспоминания, решил, что данный снимок запечатлел Софийский собор Вологды. Этот величественный храм является одним из главных символов, определяющих образ города. По всей видимости, силуэт собора Александра Невского автор снимков счел опознавательным признаком Вологды.

9.jpg
Софийский собор. г. Вологда. Начало XX в.

Второй снимок тоже весьма любопытен. Сюжет, вызвавший интерес у Джеймса Прингла, — санная повозка на фоне некого сооружения, по-видимому, показавшаяся диковинной иностранцу.

10.jpg

Дискуссию до сих пор вызывает принадлежность фото, историки Н. А. Дидковская и К. А. Быков считают, что на фото изображено здание казенного винного склада в Вологде. Однако ряд экспертов оспаривают приписку снимка к Вологде, утверждая, что на самом деле здесь изображен вокзал Вятки, а Прингл снова ошибся. Действительно, можно констатировать, что между зданием на фото и дореволюционным видом вокзала «Вятка Пермская» (сейчас известен, как «Киров-2» или Киров-Котласский) имеется определенное сходство. В тоже время последний снимок весьма важен в контексте всего фотонаследия Прингла. Дидковская и Быков считают, что конная повозка на фоне загадочного дома это символ движения, чуть позже на снимках появляется новый, более скоростной символ — поезд.

11.jpg
Вятка. Вокзал Пермской железной дороги. 1901 г.

На снимки из альбома американца действительно интересно смотреть, такие они живые и нестандартные. В противоположность принципам салонной фотографии, наиболее распространенной в начале ХХ в., Джеймс Прингл выходит на улицы. Конечно, он не мастер репортажной фотосъемки, но его стиль — это демократичный и непосредственный стиль горожанина с фотоаппаратом, свободный от какого-либо влияния, делающий снимки убедительными в силу их неангажированности. В этом заключается главная ценность альбома, отражающего реалии и дух эпохи одновременно в масштабе частной жизни иностранца и социального перелома в судьбе великой страны.

12.jpg

Примечателен тот факт, что уникальный альбом Джеймса Прингла не был отмечен ни в отечественной научной литературе, ни в иностранных работах. Даже наиболее авторитетному историку советско-американских отношений Джорджу Кеннану не был известен данный альбом. Альбом Джеймса Прингла, по всей видимости, открылся научному сообществу совсем недавно, попав в архив библиотеки конгресса США. Снимки из альбома еще требуют осмысления и критики со стороны исследователей.

13.jpg

Подводя итог можно констатировать, что на текущий момент мы можем утверждать со 100% уверенностью, что в коллекции Прингла есть только один снимок Вятки. Но иногда важно не количество, а качество. Фото действительно очень необычное и интересное. Во-первых, время года — зима, на текущий период сохранилось достаточно мало сделанных именно в этот период снимков старой Вятки. Во-вторых, ракурс достаточно оригинален, в кадре сразу три вятских храма, которые были построены в разные периоды: Покровский собор, Донская церковь и Александро-Невский собор. Увы, но все три церкви на фотографии Прингла более не существуют — их уничтожили в 1930-е годы во время богоборческой кампании. В-третьих, снимок очень хорошо очерчивает географию губернской Вятки, ее деление на две части: старую (город в пределах XVIII века) и новую (южную), в центре которой стоит тонущий в зимней дымке Витберголовский собор. А между этими двумя рубежами пропасть в виде старой речки Засоры, ныне превратившейся в цепь городских оврагов. Так и мы, смотря на снимок американца Прингла, может ощущать ментальную пропасть между прошлым нашего города и его настоящим.

P.S. Больше фото из альбома Джеймса Максвелла Прингла можно посмотреть по ссылке.

Фото: Хумус (humus.livejournal.com), qr35.ru, pastvu.com, по статье Н. А. Дидковской, К. А. Быкова «Репрезентация образов столицы и провинции в фотоальбоме Джеймса Прингла (Петроград – Москва – Вологда, 1917–1918 гг.)»