Борьба за свободу фотографии в начале XX в.
В начале XX века в России создавалось огромное количество общественных организаций в различных сферах жизни, много их было и в области искусства и культуры. Фотографические общества стали также весьма популярны, ведь увлечение фотографией являлось в то время модной и актуальной тенденцией, свежим веянием времени. Чтобы делиться опытом и навыками в этом непростом искусстве, в различных городах образовывались фотографические общества. Еще в 1878 г. сформировалось первое фотографическое общество – Пятый отдел (светописи и ее применений) Императорского русского технического общества (ИРТО). Создатели преследовали цель изучения и исследования фотографии как отрасли техники. В 1897 г. было основано Санкт-Петербургское фотографическое общество. В уставе организации значилось, что оно имело своей целью содействовать развитию светописи и ее применениям, облегчать занятия светописью своим членам и вообще способствовать взаимному сближению фотографов.
На рубеже XIX – XX вв. фотографические общества появились в Одессе, Москве, Архангельске, Екатеринбурге, Казани, Киеве, Перми, Ярославле и других городах. Однако неожиданно их формирование встретило сопротивление со стороны властей.
9 февраля 1902 г. в Челябинске 18 фотографов-любителей подали прошение губернатору об организации фотографического общества с целью «соединенными силами достигнуть большего совершенства в искусстве светописи». После долгих бюрократических блужданий ходатайство осело в стенах департамента полиции. Неожиданно 7 мая челябинским фотолюбителям…пришел отказ. Почему же МВД запретило образование фотообщества?
Причины такого решения можно узнать из внутренней переписки его сотрудников. Так, в письме от 7 мая 1902 г. № 2117 делопроизводитель департамента полиции пишет «Полагал бы подобных фотографических обществ не учреждать. Во-первых, профессиональные фотографы в них не нуждаются; во-вторых, любителям нет надобности соединяться в подобные общества, их задачи любителями фотографии понимаются и осуществляются каждым из них по его личному усмотрению». Самым важным являлся третий аспект: в соответствии с пунктом 2-м параграфа 1 и параграфа 17 Челябинское фотографическое общество предоставляло каждому своему члену право путешествовать по всей Российской империи для изготовления фотоснимков. Чиновник МВД отмечал, что так как число членов общества не ограничено и «ничем особенным доступ в члены не обусловлен», то такие перемещения фотографов по стране могут быть крайне опасны для государства. Под предлогом фоторабот ими могут осуществляться революционная деятельность, пропаганда и агитация.
Очень важно для полиции было и то, что «…фотографы будут передвигаться по России без ведома властей, лишь в силу заинтересованности своей к фотографическому облику». В ряды фотографов могли бы легко пробраться революционные элементы, и это грозило бы непредсказуемыми последствиями. Таким образом, департамент полиции в середине мая 1902 г. запретил образование фотографического общества в Челябинске, а в июне то же самое произошло в Томске.
Политика властей по отношению к фотографическим обществам, да и общественным организациям в целом, в начале XX в. была непоследовательной. В 1904 – 1905 гг. в Вятке также образовалось фотографическое общество. Его устав был утвержден 3 февраля 1905 г., а 12 марта организация уже начала действовать. В Российском государственном историческом архиве сохранился устав общества. В параграфе 1 под пунктом «г» значится такая цель работы организации: «Оказывать поддержку и содействие развитию путешествий фотографов-любителей с научной и художественной целью для собирания материалов к изучению родины». Таким образом, фактически та статья, из-за которой запретили образование фотообщества челябинцам несколькими годами раньше, теперь присутствовала в уставе утвержденного вятского общества.
Нет точных данных смогли ли впоследствии челябинские фотолюбители все-таки организовать общество, но в Вятке оно существовало еще долго и успешно. В 1908 г. Вятское фотографическое общество возглавил С. А. Лобовиков – признанный мастер фотоискусства. Под его руководством организация проводила многочисленные выставки, некоторые фотоработы очень неплохо котировались не только в России, но и за границей. Благодаря снимкам членов Вятского фотографического общества теперь мы можем представить, как выглядела провинциальная Вятка сто лет назад. Впрочем, несмотря на запретительную политику департамента полиции начала XX в., современные жители Челябинска и Тюмени также имеют возможность наслаждаться видами своих городов в прошлом.
В заключении немного фото для сравнения:
и вятские крестьяне. Работа С. А. Лобовикова (справа).
Фото: ГАКО, dg048.livejournal.com, photoshooting.ru