Вятское путешествие немецких геологов

Немецкие геологи, среди которых был приват-доцент Мюнхенского университета, доктор Людвиг Дистель и его коллеги Эдвин Фельс и Рудольф Вандель в начале июля 1914 года решили посетить Кавказ для «изучения горных ледников и остатков ледникового периода». Благодаря содействию Баварского посла им разрешили беспошлинный провоз в Россию научных приборов, оружия и личного багажа. Людвиг Дистель любил Кавказ, дважды (в 1903 и 1911 гг.) он уже с группой альпинистов приезжал сюда для восхождения на западную вершину годы Эльбрус.

14 июля путешественники прибыли в Нальчик и отправились в горы, местные власти и простые жители сел оказывали немцам всевозможное содействие. Но уже через девять дней в горах ученых разыскал специально делегированный чиновник, который рассказал, что началась Первая мировая война, а поэтому нужно срочно вернуться обратно в город. 27 июля городской голова Нальчика сообщил немецкий геологам о политической ситуации, их арестовали, отобрав оружие: три браунинга и двухстволки. В начале августа ученым предложили либо выехать на территорию Персии, либо остаться в Нальчике и ждать, когда разрешат отправится непосредственно в Германию. Дистель, Фельс и Вандель решили пока подождать, как будут развиваться события на Кавказе, под негласным надзором полиции их расместили во Владикавказе.

В середине августа неожиданно для геологов их посадили на поезд и отправили в Казань, затем перевезли в Котельнич и 31 августа они оказались фактически в ссылке в Вятке. Но и в губернском городе жить немцам не разрешили, они были высланы в деревню Бобры Вятского уезда. Все это время ученые рассылали прошения во все инстанции с просьбой выдать загранпаспорта и выслать их на родину. В свою очередь полиция проверяла троицу на участие в шпионской деятельности. В ноябре геологи писали в адрес вятского губернатора: «Ни один из нас не служил в солдатах и во время путешествия мы преследовали одни научные цели, что может подтвердить профессор Ю. Шокальский, председатель географического общества в Санкт-Петербурге, которому были посланы отчеты об экспедиции на Кавказе три года назад».

В начале ноября Ванделю разрешили уехать в Германию, а его коллеги оставались жителями небольшой деревни Бобры. Бюрократическая машина двигалась очень медленно: в январе 1915 г. начальник губернского жандармского управления сообщил губернатору Андрею Чернявскому, что шпионской деятельностью ученые не занимались, поэтому к выдаче загранпаспортов не встречается препятствий. 22 февраля Дистель и Фельс были допрошены вятским уездным исправником, который тоже не нашел ничего подозрительного. Только в конце весны двое геологов получили возможность покинуть Россию через пограничный пункт Унгени. Так, ученые почти год вместо путешествий по горным вершинам гуляли лишь по Вятской глубинке.

13
 Сообщение департамента полиции Министерства внутренних дел Вятскому губернатору от 30 декабря 1914 г. касательно «шпионства» и права выезда за границу немецких ученых-геологов.