Вятские гастроли Владимира Маяковского
В 1920-е гг. Владимир Маяковский находился на пике популярности, собирал большие аудитории поклонников и активно гастролировал. В 1928 г. поэт совершал масштабный гастрольный тур по СССР, в его планах стояли выступления в сотне разных городов. Была среди них и провинциальная Вятка, не избалованная посещениями известных поэтов. Приезд Маяковского надолго запомнился вятчанам как одно из самых ярких событий в истории города.
Приезд Владимира Маяковского предваряли очень грамотные рекламные и PR-шаги. Задолго до начала гастролей поэта по всему городу появились огромные афиши, на которых было напечатано всего одно слово: «МАЯКОВСКИЙ». Биографы поэта писали, что его афиши буквально «брали города в плен». Рекламой были обклеены не только дощатые вращающиеся барабаны для афиш и объявлений, но и заборы, углы жилых домов, практически каждый сантиметр городского пространства. Загадочные афиши вызвали много разговоров; далеко не все в Вятке знали о Маяковском, но накануне его приезда градус интереса к творчеству поэта был повышен до предела. Также увеличился и спрос на книги Маяковского в библиотеках и магазинах.
За три дня до приезда Маяковского на стене деревянного двухэтажного здания Вятского городского театра появилась большая афиша: «Вятский городской театр. 2 февраля 1928 года. Публичное выступление поэта современности Владимира Владимировича Маяковского. 1-е отделение. Поэт прочтет лекцию-доклад на темы: современная поэзия; как я работаю над стихом; мое отношение к Пушкину, Есенину; мои впечатления о загранице и т. д. 2-е отделение. Поэт прочтет свои произведения и ответит на вопросы слушателей». Ожидалось и второе выступление — во Дворце труда, на намеченном на 3 февраля XII губернском съезде профсоюзов.
Маяковский приехал в Вятку утренним поездом из Перми. На вокзале его встречала группа пионеров из школьного городка им. Макса Гельца (позднее — средняя школа № 22). Маяковский был очень тронут этим зрелищем, поговорил с ребятами и пригласил их вечером на свой концерт.
Весь город ждал выступления Маяковского в театре. На концерт собралась самая разная публика: первые ряды занимали предприниматели-нэпманы, в партере расположился цвет вятской интеллигенции, амфитеатр и галерку заполонили студенты, ученики и красноармейцы. Владимир Владимирович вышел на сцену и просто сказал: «Здравствуйте! Я — Маяковский». Бурные аплодисменты быстро стихли, и в зале воцарилась тишина. Высокий, широкий в плечах, элегантный, раскованный поэт производил неизгладимое впечатление, а публика слушала его внимательнейшим образом. Однако завершился концерт настоящим скандалом. Во время чтения поэмы «Хорошо!», посвященной 10-летию Октябрьской революции, в поэта запустили тухлым яйцом. Несмотря на то, что в самого Маяковского оно не попало, поэт был просто разгневан. Выяснилось, что хулиган — некий юноша с галерки, его тут же вывела из зала милиция. Вот как это происшествие описывает публицист М. Решетников: «В середине чтения глав из поэмы „Хорошо!“ на галерке вдруг послышалось какое-то движение среди царившей в зале тишины. И внезапно на авансцену, к ногам поэта, шлепнулось яйцо. Маяковский резко оборвал чтение и в волнении зашагал по сцене. Но сразу же перешел в наступление и резко отчитал нахала. Волнение поэта передалось всем. Некоторые вскочили с мест. Послышались возмущенные возгласы: „Удалить хулигана!“, „Убрать из театра!“, „Где же милиция?!“... Два милиционера вывели из театра высокого и плотного белокурого парня с взъерошенными волосами. Говорили потом, что это был студент-фрондер, гуляка и спорщик...» Долгое время существовала также версия, что бросивший в Маяковского яйцо человек был поклонником поэта Сергея Есенина и своим поступком пытался выразить свое отвращение к творчеству Владимира Владимировича.
Во второй день своего пребывания в Вятке Маяковский выступил на губернском съезде профсоюзов. В отличие от здания городского театра бывший Дворец труда, где выступал Маяковский, сохранился, сейчас в нем располагается Вятская гуманитарная гимназия. Состоялось и еще одно, незапланированное, выступление Маяковского в Вятке. Организовали это событие три молодых вятских литератора — Михаил Решетников, Степан Шихов и Борис Дьяков. Решетников позже вспоминал о переговорах с Маяковским так:
«Дверь в номер Маяковского была прикрыта неплотно. Я легонько раздвинул щель и, просунув голову между дверью и косяком, осторожно спросил:
— Владимир Владимирович, к вам можно?
И тотчас же мы были сражены его ответом, исходившим из комнаты, откуда-то сбоку:
— Нет, нельзя! — и почти в ту же секунду: — Ну уж коли пришли, так вползайте.
Мы неловко, бочком, вошли в номер».
Молодые литераторы приветствовали поэта от имени всех начинающих писателей и поэтов вятского края и просили его посвятить еще одно выступление литературной и студенческой молодежи. Маяковский молча выслушал молодых людей, сидя на кровати, и дал согласие, но поинтересовался, есть ли помещение. «Мы хотели бы в педагогическом институте. Мы там сами часто выступаем. Нас там очень хорошо принимают,» — признались приглашавшие. Маяковский, у которого на два дня вперед все было расписано, спросил: «Когда хотите? Согласны на завтра вечером?» — и тоже получил согласие. Молодые люди договорились с администрацией пединститута и студенческими организациями о подготовке вечера поэзии, концерт поэта ждали с особым волнением.
3 февраля 1928 г. Маяковский выступил в пединституте. Зал был полон, на встречу пускали всех без взимания какой-либо платы. В клубном зале не хватало стульев, пришлось приставить деревянные некрашеные скамейки. На деревянной эстраде стояли небольшой столик с графином воды и стаканом и венский стул. Больше для выступления Маяковскому ничего не требовалось. Поэт и здесь представился просто: «Здравствуйте! Я — Маяковский»... «Затем снял пальто и аккуратно положил его на стул, на него — шляпу и палку... — вспоминает Решетников. — От множества собравшихся при отсутствии вентиляции в зале скоро стало жарко и душно. Владимир Владимирович снял пиджак и повесил его на спинку стула. Через некоторое время он стянул с себя и шерстяной джемпер и, свернув, положил его на стул. Из задних рядов неожиданно прозвучал звонкий женский голос: «Довольно раздеваться!» Зал грохнул хохотом... Маяковский нарочито изобразил смущение и пробормотал: «Извините! Обещаю больше ничего с себя не снимать...»
В период вятских гастролей Маяковский жил в гостинице «Эрмитаж» (ныне — ул. Герцена, 5). Гостиницы уже давно нет, но дом, где квартировал поэт, до сих пор стоит, правда, выглядит он теперь как обычная городская пятиэтажка, что, впрочем, не лишает это здание удивительной в своем роде истории. Вятка стала последним городом в гастрольной поездке Маяковского на Урал. 4 февраля он отправился в Москву. Перед отъездом поэт накупил «разных шкатулок и безделушек», заявив: «Это я люблю».
Вятку поэт Маяковский вспоминал всегда тепло и с удовольствием. Узнав в Москве через год после вятских гастролей М. М. Решетникова, поэт подошел к нему в саду дома Герцена и сказал, улыбаясь: «А вы из Вятки? Правда? Я помню, вы ко мне в гостиницу приходили, уговаривали выступить. Знаете, хороший у вас город, хоть и маленький. И люди — тоже». Как-то писатель Ф. И. Гопп спросил Маяковского: «Вы много ездили. Интересно узнать, какой город вы считаете наиболее красивым?» И поэт отвечал: «Вятку». Писатель Ю. К. Олеша, знавший манеру Маяковского все критиковать и принижать, считал эту похвалу искренней. В конце 1920-х гг. Вятка еще сохраняла свою неповторимую провинциальную ауру, маленькие полукаменные домики утопали в снегу, жизнь казалась размеренной и спокойной. Вполне возможно, что Маяковскому действительно понравилась Вятка и он вовсе не фальшивил.
Владимир Маяковский на кадрах кинохроники и запись живого голоса поэта (1918 -1925 гг.)
Фото: ГАКО, adme.ru, pastvu.com