Парикмахерское дело в Вятке сто лет назад

Появление в Кирове в последние годы большого количества барбершопов и современных салонов красоты обозначило новый вектор в развитии парикмахерского искусства. Такие тенденции наблюдаются по всей России, одновременно актуально и обращение к дореволюционным традициям парикмахерского искусства. Подобные темы, касающиеся быта наших предков сто и более лет назад, всегда очень важны для понимания жизни простого человека в ту далекую эпоху. В то же время такого порядка вопросы очень редко являются предметом исследования историков. В Вятке же до сих пор и вовсе не было никаких материалов, посвященных парикмахерской культуре до революции. Мы решили прервать эту печальную традицию, поэтому из статьи вы узнаете, как обстояло парикмахерское дело на Вятке сто лет назад.

01.jpg

Рубеж XIX – начала XX веков в нашем городе ознаменовался активным внедрением в жизнь вятчан атрибутов технического прогресса тех лет — водопровода, телефона, электричества, отопления, началось мощение улиц, перевозки пассажиров по железной дороге и т.д. Одновременно шла активная борьба за улучшение санитарных норм и наведение порядка в предприятиях общественного назначения. В рамках этой работы были затронуты и темы функционирования в Вятке всевозможных парикмахерских салонов и просто частных лиц, которые занимались этим промыслом.

В Журнале Вятской городской думы за 1895 г. были опубликованы «Обязательные постановления о порядке содержания в городе Вятке парикмахерских и употребления в них разных принадлежностей для стрижки и бритья волос, составленные вятской городской думой 11 января 1895 г. на основании 101 и 109 статей Городового Положения, изданного в 1892 года».

02.jpg

Из «Постановлений» можно узнать, что в тот период существовало только 10 предельно кратких правил, которых должны были придерживаться в своей работе владельцы парикмахерских:

1. Зал для стрижки и завивки волос и бритья должно содержаться в надлежащей чистоте.
2. В каждом зале для стрижки и бритья необходимо иметь приличный умывальник с принадлежностями.
3. Парикмахеры должны быть всегда чисто одеты, иметь коротко стриженные ногти на руках и мыть руки перед работой по желанию клиентов.
4. По требованию каждого посетителя парикмахер обязан давать чистый фартук для завешивания и чистое полотенце для вытирания лица.
5. Щетки, кисти, гребенки, ножницы, бритвы и другие принадлежности должны ежедневно обмывать горячим щелоком и дезинфицироваться 3-5% раствором карболовой кислоты.
6. Кроме того, те же предметы содержатель обязан обмывать всякий раз, если потребует посетитель.
7. Пудра должна употребляться исключительно рисовая.
8. Для распыления душистых косметических жидкостей содержатель обязан иметь пульверизаторы с баллонами.
9. Жидкие и порошковидные косметические вещества должны храниться в хорошо закрытой и удобной для чистки посуде.
10. Для лиц, одержимых накожными болезнями (чесоткой, лишаями, паршами), должны быть в распоряжении парикмахеров особые принадлежности: бритвы, щетки, ножницы, гребенки и т.д.

Из журнала заседаний городской думы мы можем узнать, как эти правила принимали. Так, оказывается, инициатива исходила от вятского губернатора Федора Федоровича Трепова. 28 декабря 1894 г. он сообщил городской управе, что при обзоре врачом Васильевым разного рода торгово-промышленных заведений в г. Вятке было замечено, что существующие в городе парикмахерские содержатся недостаточно чисто. Во врачебном отделении губернского правления был выработан проект правил и отправлен на обсуждение и доработку в думу, которая и приняла «Обязательные постановления».

03.jpg

Здесь нужно отметить, что Трепов за свою большую чиновничью карьеру не раз занимался санитарными вопросами и проблемами гигиены. Так, во время русско-японской войны он работал главноуполномоченным Российского общества Красного Креста и начальником санитарной части Маньчжурской армии, после начала Первой мировой войны был помощником Верховного начальника санитарной и эвакуационной части в войсках принца Александра Ольденбургского.

04.jpg
Ф. Ф. Трепов — вятский губернатор в период 1894 – 1896 гг.

За 5 лет существования «Обязательных постановлений», очевидно, ситуация с антисанитарией в вятских парикмахерских не изменилась. Поэтому в 1900 г. городская управа поручила главному санитарному врачу Вятки Василию Трейтеру осмотреть существующие в Вятке парикмахерские заведения с целью с одной стороны выяснить, выполняются ли обязательные постановления, касающиеся санитарного содержания парикмахерских, с другой стороны — с целью выработки предложений по улучшению их работы. Василий Трейтер осмотрел парикмахерские и составил обстоятельный доклад на почти десятке страниц. Этот документ сохранился в Государственном архиве Кировской области и является важнейшим источником для изучения истории парикмахерского дела на Вятке.

05.JPG

В начале документа Трейтер пишет, что не нашел никаких существенных нарушений существовавших «Обязательных постановлений». Единовременно, что отметил врач, это отсутствие в одной из парикмахерских умывальника в зале для стрижки и бритья, так как он помещен в соседней жилой комнате. Зато по второму вопросу Трейтер жестко раскритиковал «Обязательные постановления», особенно те пункты, где указывалось, что парикмахеры должны мыть руки и инструменты только по желанию клиента. Трейтер считал, что так нельзя, нужно строго обязать, например, перед процедурой цирюльнику мыть руки, а то клиенты бывают разные, в парикмахерские ходят необразованные люди, которые не понимают, что могут подцепить заразные кожные болезни при существующем порядке дел. Также Трейтер считал, что нужно не раз в день дезинфицировать приборы, а каждый раз при появлении нового клиента, что б не заражать людей. Здесь же врач предлагал обязать цирюльников вешать «Обязательные постановления» на видном месте в каждом салоне, что б посетители читали и знали, что можно требовать мытья рук и дезинфекции инструмента.

Еще одна проблема, на которую обратил внимание Трейтер, это то, что в двух парикмахерских не было «передней» или сеней, устроены только двойные двери. Из-за этого заболевают клиенты, так как нередко обе двери открыты и в распаренную парикмахерскую влетает струя холодного воздуха. Особенно это опасно перед Рождеством и Новым годом, когда люди массово идут стричься, а разница между уличной и комнатной температурой максимальна.

06.JPG

Задавался Трейтер вопросом и о том, все ли имеют право стричь людей в парикмахерских? А что если среди мастеров существуют люди с заболеваниями? «Обязательные постановления» никак не регламентировали состояние здоровья парикмахеров, сто лет назад никто не требовал с них санитарной книжки или медицинской справки. Поэтому в салонах могли работать любые люди, причем не только с кожными, но и другими заразными болезнями.

Также из отчета Трейтера можно узнать, что в вятских парикмахерских в начале позапрошлого века не только можно было подстричься, но здесь же проводились такие операции как кровопускание, давление пиявок, срезание мозолей, вросших ногтей. Здесь нужно отметить, что цирюльник в России всегда был профессией уникальной, заключавшая в себе не только парикмахерское мастерство, но и обязанности доморощенного лекаря: он делал кровопускания, удалял зубы и даже лечил раны.

07.jpg

Далеко не все ходили в парикмахерские салоны — в Вятке был распространен «ходячий парикмахерский промысел». Специальные люди стригли клиентов в трактирах, пивных, банях, других общественных учреждениях, а также на дому. «Обязательные постановления» никак не регламентировали работу этих людей, поэтому за стригшимися в кабаках, банях и на частных квартирах никакого санитарного надзора не было. Также никак не описывались условия содержания самого помещения, где работали парикмахеры. Между тем, Трейтер обнаружил, что во многих помещениях сыро, низкая температура и другие факторы, которые могли вызвать заболевание клиента. В конечном итоге Трейтер сделал вывод: существующие постановления не полны, не конкретны и не достигают своей цели — «являясь полумерою они лишь ослабляют бдительность населения, принося пользу только образованным». Они должны быть изменены и дополнены.

Василий Трейтер предложил свой проект «Постановлений», регламентирующих работу парикмахерских в Вятке. В нем были следующие тезисы:

• нельзя заниматься промыслом без разрешения городских властей и медицинского освидетельствования, а также необходим осмотр помещения архитектором;
• разрешение на ведение дела от городской управы должно висеть в парикмахерской на видном месте в рамке и под стеклом;
• необходимо запретить проведение операций в местах общественного пользования (трактиры, пивные, харчевни), а в банях должны быть отдельные комнаты для парикмахеров;
• запретить делать посторонние операции, не относящиеся к парикмахерскому промыслу (стричь ногти, срезать мозоли);
• в парикмахерских должен быть отдельный зал для дам и мужчин, плотно отделенный затворяющимися дверьми;
• в салоне должен висеть на видном месте градусник, соответственно температура в парикмахерской не может быть менее 14 градусов по Рюмору (примерно 18-20 градусов по Цельсию). Отштукатуренные стены должны белиться через каждые 6 месяцев, не должны иметь трещин;
• в каждом зале на виду должен находиться умывальник с водой и чистое полотенце с мылом.

Всего Трейтер разработал 24 конкретных правила, но судьба его документа неизвестна. Интересно, что сохранились бланки описания парикмахерских, заполненные Трейтером в 1900 г.

08.JPG

Из них, в частности можно прочитать краткий комментарий владельцев цирюлен. Один из таковых рассказывает, что изменения правил содержания возможны и вообще у его конторы и у «ходячих парикмахеров» по баням и трактирам разная аудитория.

09.JPG

Сколько в Вятке было парикмахерских сто лет назад? У Трейтера были данные по трем. В другом документе («Списки владельцев торговых предприятий и промышленных заведений за 1910 – 1911 гг.») указано только 2 парикмахерских на весь город:

010.JPG

1. Парикмахерская Василия Селезнева, вятского цехового в доме Смолянинова на Николаевской улице. Число занятых покоев — 1, платит в год аренды помещения 300 руб., число рабочих — 2. Сумма оборота за год — 2 тысячи руб.
2. Парикмахерская симбирского мещанина Василия Богданова в доме Репина. Число занятых покоев — 1, платит в год аренды помещения 600 руб., число рабочих — 2. Сумма оборота за год — 2 тысячи руб.

011.jpg
Справа на фото — Дом Смолянинова (современный адрес ул. Ленина, 69).
Конец XIX в.

Также любопытно, что в уездном Сарапуле на весь город числилась лишь одна парикмахерская. При этом в городе к 1912 г. насчитывалось 2 типографии, 7 сапожных мастерских, 15 булочных, 14 постоялых дворов, 2 заведения фруктовых вод и т.д. Содержал цирюльню Павел Замятин, имевший титул личного почетного гражданин, что говорило о высоком статусе и уважении владельца цирюльни.

В вятских газетах до революции было очень много рекламы, в популярной «Вятской речи», например, она почти полностью занимала первую и последнюю полосу. Однако среди обилия рекламы не удалось найти ни одного упоминания парикмахерских услуг. Зато встречается реклама краски для волос из орехового экстракта:

012.jpg

А также массажа, уничтожения веснушек и волос на лице:

013.jpg

При детальном рассмотрении рекламных конструкций на улицах города удалось найти афишу парикмахерской на улице Николаевской в доходном доме Луки Никитина (ул. Ленина, 88). В этом же здании размещались популярные номера «Восток» и ряд торговых учреждений.

014.jpg

Таким образом, можно отметить, что до начала XX века парикмахерский промысел в Вятке никак не регламентировался. Лишь с появлением «Обязательных постановлений» и внесением в них корректив врача В. Трейтера начался процесс приведения регламентирующих документов в порядок и попытки сделать парикмахерский бизнес отвечающим всем необходимым стандартам и нормам того времени. В то же время в Вятке люди стриглись у «вольных» парикмахеров в банях, трактирах, кабаках, часть горожан посещала расположенные в центре города салоны Богданова и Селезнева. Вероятно, наиболее богатые представители купечества и чиновничества имели квалифицированных мастеров, которые оказывали им личные услуги. Любопытно и то, что в данный временной промежуток парикмахерские были многопрофильными учреждениями, где не только могли постричь, но и провести простейшие косметические операции.

К сожалению, в документах мы встречаем лишь имена владельцев парикмахерских, но не фамилии самих мастеров. Впрочем, одного мастера все-таки можно назвать — это Евдокия Целищева. В начале 1920-х гг. Евдокия была единственным парикмахером в городском театре. Именно она работала с приехавшей в наш город в 1924 году на гастроли известной танцовщицей Айседорой Дункан. Перед отъездом Айседора позвала Дусю (так ее ласково звали друзья) к себе в гримерку и пригласила Целищеву с собой на гастроли в Лондон, но вятской парикмахерше, бывшей на последних месяцах беременности, пришлось отказаться от этого заманчивого предложения, хотя поехать ей очень хотелось. С помощью импресарио Дункан написала по-русски: «Я могу сердечно рекомендовать Дусю как чрезвычайно искусного и компетентного парикмахера. 14 августа 1924 г. Айседора Дункан». Этот эпизод, безусловно, говорит о том, что парикмахерская школа в Вятке была в те времена на достаточно высоком уровне.

Фото: ГАКО
Текст: Антон Касанов