Каринская узкоколейка: поезд в прошлое
Не так давно мне написал один человек. Он предлагал поработать над вопросом признания Каринской узкоколейной железной дороги, что в Кирово-Чепецком районе, объектом культурного наследия. Читая письмо данного активиста я подумал о том, что на самом деле не имею ни малейшего представления ни об узкоколейке, ни о Каринторфе как населенном пункте, ни даже толком о городе Кирово-Чепецке. Воспользовавшись пребыванием в Кирове культуролога из ВШЭ Александра Сувалко, и журналиста Александра Рассохина авторы «Пешком по Вятке» отправились с ними задорным квартетом в таинственные уголки Кирово-Чепецка на уникальной железной дороге.
С погодой повезло, внезапно в среду выглянуло солнце и стало тепло. С утра мы выехали в Чепецк чтобы успеть на ранний поезд в Каринторф. Всего он делает 5 рейсов в день, но самое сложное вовсе не прибыть к обозначенному в расписании часу, а найти дорогу на миниатюрный вокзал. Она идет по лесной тропинке и в целом ничем не примечательна.
На самой станции сначала была тишь да глядь. Потом же набежал суетливый народ с мешками и котомками. Характерная деталь — отсутствие крыши у большой платформы.
В 10-15 прибыл железнодорожный состав. Он оказался очень маленький и забавный: тягач и два вагончика.
Внутри — скамейки, закрытые наглухо окна и кондуктор, который выдает за 22 рубля билетики с милым паравозиком из детской сказки.
А в углу вагона стоит настоящая печь. Зимой ее топят, что б люди не замерзли в поездке.
Из развлечений есть такие: пребывая в маленьком тамбуре прямо по ходу движения можно высунуться из вагончика и что-нибудь делать. Мы снимали инстаграм-истории и пытались заселфиться на потеху местным жителям, с иронией смотревшим на наши активности.
Кстати, сам состав едет очень медленно, иногда создавалось впечатление, что его можно обогнать пешком. А уж проезжавшие мимо машины казались пролетающими ракетами. Пейзаж за окном в основном однообразный — лес, гаражи, дорога. Эффектное место лишь одно — мост через реку Чепцу и вид на водную гладь.
Кстати, именно благодаря мосту узкоколейка, имеющая уникальную ширину колеи в 750 мм, до сих пор живет. Дело в том, что автомобильный мост от Кирово-Чепецка до Каринторфа долгие годы построить не могут. Так что в весеннее половодье добраться из пункта А в пункт Б можно только на старом поезде.
Ехать совсем недолго — примерно 40 минут. В некоторых местах пассажиры прямо на ходу спрыгивают на интересующих их участках дороги. На конечной станции «Техническая» все разбегаются по своим делам. Местные железнодорожники косят зелень, везде старые, отжившие свое вагоны и павильон для ожидания с классической похабной настенной живописью.
Каринторф произвел на нас очень мощное впечатление. Поселок возник в 1930-е годы при торфоразработках, которые велись для нужд Кирово-Чепецкой ТЭЦ. С начала Перестройки и по сей день, у поселка были не лучшие времена, а в 2011 г. добычу торфа на Каринском участке вовсе остановили. И местность стала превращаться в депрессивно-увядающую.
Многие жилые дома сохранились здесь с 1930 – 1940-х годов. Вот это, знание, например, выгодно выделялось среди всех остальных ярким образом внешнего декора. Говорят, здесь раньше была контора местного предприятия.
Столовая, почта, клуб — всего этого в Каринторфе уже нет. Зато работают три магазина с красивыми названиями. У одного из них — «Яшмы», что любопытно, играла музыка в стиле ретро. Встреченный неподалеку старожил нам рассказал, что «Пятерочке», которая хотела открыться в поселке, сделать этого местные предприниматели не дали. Просто не предоставили возможность арендовать ни одного здания. Такой вот коммерческий сговор против конкурента, впрочем, он помог, как это не странно звучит, сохранить идентичность поселку. Однако на цены многие жители Каринторфа все-таки жалуются.
Вообще тут идешь по пустой центральной улице с некогда красивыми резными деревянными домами и такое ощущение, будто снимаешься в каком-то кино в стиле ретро про послевоенные годы и судьбу строителей коммунизма. С одной стороны, невероятно круто, как будто попал на машине времени в другую эпоху, даже сотовой связи нет. А с другой — жутковато, конечно. Впрочем, в ходе променада мы встретили местного шерифа-участкового, но он после проверки документов отпустил путешественников с миром.
В поселке есть церковь, но в наш приезд она была закрыта. Однако расписание служб я видел у магазина в объявлении, заботливо написанном шариковой ручкой на маленькой бумажке.
Еще одна достопримечательность — башня с цифрами. Очень интересное инженерное сооружение.
Рядом с башней живет местный старожил. Он рассказал нам много любопытного. Говорил, что помнит поселок с самого начала существования, и ему очень жаль, что все разваливается и умирает. Потом аксакал присел в роскошное кресло, которое обычно присоединяется к лошадиной повозке. Когда прощались, он сказал, что я похож на его друга юности с Украины. Это было неожиданно.
Заприметили еще один некогда, очевидно, симпатичный резной полуразвалившийся домик с башенками. С балкона выглядывала бабушка, которая сетовала, что ее не расселяют из ветхого жилья, а Путину и Медведеву до этого дела совсем нет, хотя писали уже и тому и другому.
Помимо деревянных домов встречаются и вполне добротные «сталинки», похожие на те, что можно увидеть в Кирове в микрорайоне у кинотеатра «Дружба». Говорят, что в Каринторфе такие дома строили пленные немцы, коих здесь насчитывали до 3 тысяч.
Новых домов в Каринторфе можно по пальцам одной руки пересчитать. Все они желтого цвета и покрыты сайдингом, что позволяет путешественнику понять — он все-таки в 2017 году, а не в Стране Советов.
Что еще поражает в Каринторфе, так это невероятное количество гаражей. Давно уже не видел так много «ракушек» и это при том, что автомобили на улицах мы почти не встречали.
А вот тут мы чуть не поседели от испуга — домовладелец решил подшутить над прохожими.
На обратном пути к станции шли через мертвые дома, покрытые осенними листьями. В самом деле, лето уже кончается и в Каринторфе это дыхание осени чувствуется особо.
У станции зашли в еле живое депо. Управление миниатюрной железной дорогой располагается не в Чепецке, а в Каринторфе. Со стороны видно, что скошена трава у путей в районе станции, наведен скромный порядок, хоть и отсутствуют такие «экзотические» удобства как, например, туалет.
Нашли еще одну башню, тоже живописную.
На обратной дороге нас со свистом обогнал рейсовый автобус, легковые машины и, наверное, даже пара черепах. Впрочем, прелесть узкоколейки в Каринторф вовсе не в скорости. Во-первых, для местных жителей это на самом деле «дорога жизни» весной, когда их родной поселок становится островом, осажденным большой водой. А во-вторых, в этом маленьком составе из двух вагонов такая потрясающая эстетика, что даже диву даешься. Это настоящий поезд в советское прошлое, добрый и милый. Будем надеяться, что это уникальное сооружение никуда не исчезнет и продолжит радовать местных жителей и редких заезжих туристов.
Текст: Антон Касанов
Фото: Александр Сувалко, Антон Касанов, Станислав Суворов
Видео: instagram.com/stas_suvorov