Вятский омнибус – отец автобуса

На чем передвигались жители Вятки еще каких-то сто лет назад? Ни троллейбусов, ни автобусов, ни других привычных нам видов транспорта тогда, конечно же, не было. Однако совсем не верно думать, что одинокая лошадка была единственным средством передвижения. На самом деле, в начале XX в. популярным транспортом для наших земляков являлся ныне забытый омнибус.

фото 1-1.jpg
Омнибус. 1906 г.

Что такое омнибус? БСЭ дает вот такую краткую справку: «Омнибус (от латинского «для всех») – многоместный конный экипаж с платными местами для пассажиров, совершавший регулярные маршруты в городах до появления автобусов. Широкое распространение омнибусы получили с 30-х годов XIX в. сначала во Франции и Англии, а затем и в других странах Европы». В Европе с развитием других видов транспорта использование омнибусов  полностью прекратилось в начале XX в. Устаревшим термином «омнибус» во Франции стали обозначать пассажирский поезд (в отличие от скорых поездов и экспрессов).

Однако в отличие от европейских стран в России  начала XX в. омнибусы были чрезвычайно распространенным видом транспорта. В Вятке первые омнибусы появились лишь в 1909 г. Предпринимательница Анелия Августовна Пекарская организовала движение омнибусов по губернскому центру от железнодорожного вокзала «Вятка I» до гостиницы Миронова (напротив современного театра на Спасской). Достаточно динамичная деятельность Пекарской и ее омнибусов сподвигла Вятскую городскую думу рассмотреть вопрос о «правильном движении» этих транспортных средств на улицах города.

фото 2.jpg
Перекресток Спасской и Николаевской улиц. Конечная остановка омнибуса. Начало XX в.

31 июля 1909 г. дума утвердила правила движения омнибусов по городу. По ним, движение омнибусов начиналось с 7 часов утра и кончалось в 7 вечера, между конечными пунктами были установлены 3 остановки. В этих местах были поставлены специальные вывески. Плата за проезд была следующей: для взрослых – 5 копеек за 1 остановку, для учащихся и детей – 2 копейки, дети до 4-х лет ездили бесплатно. Всего омнибус вмещал в себя 8 человек. 

В омнибусах запрещалось курение и в них не допускались лица с признаками алкогольного опьянения и больные. Для лучшего извещения публики о проходе омнибусов они были снабжены специальными колокольчиками. На конечных пунктах – на станции Вятка I и у гостиницы Миронова стоянка омнибуса определялась в полчаса. Маршрут движения  омнибусов был таким: от железнодорожного вокзала по ул. Владимирской (ныне К. Маркса) до здания земской губернской управы (ныне библиотека им. Грина), далее шел поворот на ул. Спасскую, и оканчивалось движение у гостиницы Миронова на пересечении улиц Спасской и Николаевской (ныне Ленина).

фото 3-1.jpg
Петербургский вокзал г. Вятки. Отсюда начинался маршрут омнибуса. Начало XX в.

Сначала вятчане воспринимали омнибусы как некое развлечение или забаву. Газета «Вятская речь» в 1909 г. писала: «Публика спешит воспользоваться новым способом передвижения в виде прогулки на вокзал». Однако тут надо заметить, что наряду с развлекательными целями омнибусы сразу же начали приносить и практическую пользу, так как время их отхода и прихода на вокзал было согласовано с прибытием и отправлением практически всех поездов. Постепенно омнибусы расширяли географию своего передвижения, в начале XX в. они ездили  из Вятки в Слободской, удавалось за день сделать два рейса, плата за проезд составляла 1 руб. с человека. Зимой же омнибусы тоже ездили  по городу, можно было даже заказать специальный экипаж с «меховыми одеялами».

фото 4-1.jpg
В салоне омнибуса

Омнибусы долго служили вятчанам и только в конце 20-х годов XX в. начали исчезать с улиц города. 

P.S. В  1880-х гг. литератор Глеб Успенский с ностальгической грустью писал: «Вот-вот уже исчезнут эти чудные кони в наборной сбруе, эти бубенчики с малиновым звоном... и вместо этого будет ходить по земле какой-то коробок, вроде стряпучей печки, и без лошадей, и будет из него валить дым и свист». Успенский, как показало время, был абсолютно прав.

Фото: ГАКО, dkphoto.livejournal.com, krasplace.ru