Чарушинская Вятка

В студии радио «Комсомольская правда» в Кирове» об известнейшем архитекторе рассказал создатель проекта «Пешком по Вятке» Антон Касанов.

24 февраля - день рождения Ивана Аполлоновича Чарушина, выдающегося вятского художника-архитектора, чьей руке принадлежат многие дома Кировской области, чье имя стало маяком для творческой архитектурной деятельности, чей образ навсегда запечатлен в старинных постройках Вятки.

wx1080 (1).jpg
«Дом Чарушина» постепенно разрушается. И реставрировать его пока никто не собирается

— У нас есть двухчасовая прогулка по так называемой, чарушинской Вятке, где мы рассказываем о жизни и о судьбе этого человека, о его постройках и его проектах, — рассказывает кандидат исторических наук и создатель проекта «Пешком по Вятке» Антон Касанов. — И в этом году мы впервые провели лекцию как раз об Иване Аполлоновиче как о важнейшем архитекторе Вятки. Его жизнь и судьба неразрывно связаны с архитектурой. Это был человек, искренне влюбленный в свою профессию. Человек, который всю свою жизнь посвятил созданию памятников истории и культуры. Сложно отделить Чарушина от архитектуры — это единое целое. Он настолько масштабная личность, что практически все страницы вятской истории второй половины XIX – первой половины XX века связаны с его именем.

Творец или реконструктор

wx1080 (2).jpg
Иван Чарушин оставил на Вятке богатейшее архитектурное наследие

В профессиональном плане Иван Чарушин был многогранным человеком. Он создавал новые здания, реставрировал старые, восстанавливал лепнину и украшения. За всю свою жизнь Чарушин создал более 500 зданий, возвел 165 храмов.

— Наибольшая ценность Ивана Аполлоновича — в том, что он не был узкопрофильным специалистом! — восхищенно рассказывает Антон Касанов. — Он мог построить все: как маленькую деревянную часовню, так и каменную церковь или даже монастырский комплекс — и реставрировал старые вятские церкви. Он был виртуозом — пожалуй, ему одному в Вятке по силам было новую постройку стилизовать под старую. Яркий пример этого — Екатерининский храм в Слободском. Чарушин в начале XX века построил новые пределы с лепниной, которую не отличить от старинной конца XVII века на старом корпусе храма.

В начале своего творческого пути на Вятке Иван Аполлонович занимал должность исполняющего дела губернского архитектора, а после стал губернским архитектором, курировал и контролировал все строительство в Вятской губернии. Весь город строился под его руководством. В этом отношении он был перфекционистом.

— В его практике случалось и такое, что к нему приходили архитекторы, сдавали свои проекты, макеты. А ему не нравилось: он считал их недостаточно правильными, недостаточно хорошими. И за ночь он мог полностью переделать, перекроить чертеж. А на утро пришедший вновь автор будущей постройки не мог понять, свой ли проект он держит в руках, — рассказывает Касанов.

Чарушин не просто прожил долгую жизнь в России, на своем веку он повидал многое. Родился в эпоху реформ Александра II, пережил русско-японскую войну, революцию, на его участь выпала атеистическая сталинская кампания и Великая Отечественная война.

— Большой феномен личности — в том, что он смог выжить и продолжал творить! Он работал не на какого-то определенного заказчика — он создавал на благо города, — рассказывает историк.

Личная трагедия

Для каждого творца нет ничего страшнее, чем воочию видеть, как расправляются с его работами, как издеваются над его творчеством. К сожалению, Чарушин застал ту эпоху, когда власти были против церкви.

Иван Аполлонович видел, как взрывают его храмы. Но он ничего не мог с этим поделать: советская власть была сильнее. Ему пришлось подстраиваться под другое время, другие нравы и веяние времени.

— При советской власти старая архитектура купеческой, православной, земской Вятки была уже не нужна. Прошли времена работы на частного заказчика, ведь при новом порядке старая вятская элита оказалась не у дел. Большевики ставили задачу строительства объектов промышленности, больших многоквартирных домов («сталинок»), административных зданий, объектов торговли. Чарушин уже находясь в солидном возрасте, был вынужден переучиваться, он смог понять тенденции нового времени и, не заканчивая при новой власти вузов, энергично создавал новый облик Вятки. Именно в эту эпоху и появились в Кирове «Дом чекистов», Центральная гостиница, «Старый» универмаг и т. д.

wx1080 (3).jpg
Антон Касанов водит экскурсии по «чарушинской Вятке»

Дом Чарушина

Помимо самого известного детища Ивана Чарушина — особняка Булычева — в Кирове есть много построек, спроектированных известным архитектором, но память о нем хранится на улице Пятницкой — там стоит уже обветшалый дом семейства Чарушина.

Иван Аполлонович приобрел этот дом, а после перестроил его — здание получило индивидуальный, неповторимый облик. Но в 30-е годы, уже после отменены частной собственности из красивого особняка и семейного лона, дом превратился в коммунальную квартиру. Чарушин был вынужден покинуть дом, уехав в конце 1930-х годов в Ленинград.

— Из-за того, что дом стал своего рода «коммуналкой», никто за ним не ухаживал и теперь это здание стоит в очень плачевном состоянии, — сетует автор проекта «Пешком по Вятке». — Чарушинское общество и интеллигенция нашего города бьются за то, чтобы вернуть этому дому былое богатство интерьера и экстерьера. Грустно смотреть на это строение, которое должно стать памятником, домом-музеем, а не ждать своей разрушительной смерти в статусе обветшалой коммунальной квартиры.

Память

В нашем городе в каждом районе стоит не по одному памятнику выдающейся личности — мы помним и чтим великого вождя Ленина, советского революционера Кирова, нашего земляка певца Шаляпина, даже революционера-террориста Степана Халтурина. Но парадоксально то, что в городе нет памятника тому человеку, который собственными руками построил новую Вятку.

wx1080 (4).jpg
В городе установлен бюст великому архитектору

— Да, памятника Чарушину в нашем городе нет до сих пор. И, конечно же, мысли о его возведении есть, но пока только на гипотетическом уровне, — рассказывает Антон Касанов. — Самая главная цель сегодня — это сохранить дом Чарушина. Ведь для чего строятся памятники? Чтобы люди помнили, знали героев. Бюст Ивана Аполлоновича все же есть — он стоит на его могиле, как бы печально это ни звучало. Но в настоящий момент гораздо ценнее сохранить его дом, нежели бросить все силы на возведение памятника. Сейчас остается надеяться, что имя Чарушина не забудут и оно станет маяком для всех современных и будущих архитекторов нашего региона и нашей страны.