Ледяные скульптуры Театральной площади в 60-е гг. XX в.
Одним из наиболее привычных символов новогодних праздников в нашем городе являются снежные фигуры на Театральном площади. Впервые они появились еще в 1954 г. Краевед Евгений Пятунин вспоминал в одной из статей, что тогда у здания облсполкома был построен огромный белый медведь, но стоял он не на привычном месте, а возле 22-й школы. К «серому дому» скульптуры перебрались через сезон.
В чем было их кардинальное отличие от всего того, что строится на площади сейчас, в наше время? Все дело в том, что в 50–60-е. гг. XX в. в Кирове получил большое развитие своеобразный жанр декоративно-монументальный скульптуры изо льда. Ими занималась группа ведущих кировских скульпторов — Вадим Рязанцев, Фаина Шпак, Виталий Росляков. На счету у каждого из них уже были солидные скульптурные проекты, а сами они были известными и авторитетными мастерами. Именно эти люди положили начало традиции — встречать новогодние праздники сооружением многометровых ледяных статуй на Театральном площади областного центра. В итоге коллективного творчества к новогодним каникулам воздвигались 10-12 метровые ледяные скульптуры. При этом необходимо учесть, что в эти годы зимы были лютые, стояли морозы, снега было больше чем достаточно. Скульпторы работали над фигурами лично. К примеру, в книге историка искусств Завойчинской есть свидетельства, как скульптор Рязанцев, «легко одетый, вместе с коллегами работал, с интересом накладывая на каркас по ходу замерзающий снег». Многие из его работ отличались интересной выдумкой и выразительностью. Здесь и аллегория «Русской зимы», и «Новый год, летящий на спутнике», и «Старик Хоттабыч с Волькой», и монументальная «Голова из «Руслана и Людмилы» Пушкина». Из огромного зева Головы выезжали веселые кировчане.
В целом, если посмотреть на ледяные творения, стоявшие на Театральном площади зимой в 1960-е гг., то становится очевидно — кировские скульпторы пытались реализовать две темы: какую-то русскую народную, былинную, сказочную и актуальную тогда космическую. В итоге, получалось очень гармонично, ярко и актуально.
Фото: ГАКО