Томаш Андраш: венгр в вятском плену. Полвека в психбольнице Котельнича.

В ноябре 1999 года кировские газеты «Вятский край» и «Вятский наблюдатель» сообщили о невероятной новости. В психбольнице Котельнича обнаружен содержавшийся там с 1947 г. венгерский военнопленный, бывший солдат Вермахта, мадьяр по национальности Томаш Андраш.

ooTRR0LVKaE.jpg
Статья в газете «Вятский наблюдатель» о Томаше Андраше. Ноябрь 1999 г.

В 1947 г. Андраш был направлен из госпиталя для военнопленных N1773 (станция Быстряги, Кировская обл.) в психиатрическую больницу соседнего города Котельнич. Записка госпитального врача была единственным его документом. Госпиталь в том же 1947 году расформировали, пленных репатриировали, а про бывшего ненормального пациента, по всей видимости, просто забыли. Так Андраш остался на попечении котельничских психиатров. Те поставили ему диагноз «острая шизофрения».

С той поры жизнь Андраша особым разнообразием не отличалась: палата на пять человек, решетки на окнах, баланда три раза в день Постепенно состояние пациента стабилизировалось, но все попытки врачей узнать хоть что-нибудь о прошлом пленного венгра успеха не имели. По-русски Томаш не говорил, большую часть времени проводил в палате, уставившись взглядом в угол. Словарный запас венгра сводился к знанию нескольких матов и слова «некерчи» (не кричи). Последнее пришлось выучить в силу жизненной необходимости, дабы отбиваться от излишней назойливости соседей по палате и санитаров, сердившихся порой на непонятливость подопечного. В конце 1990-х годов Андрашу ампутировали половину ноги из-за гангрены, возникшей от чрезмерного курения.

O2whsVW4l98.jpg
Томаш Андраш в Котельничской психиатрической больнице. Конец 1990-х гг.

Главный врач психбольницы Юрий Петухов с помощью публикаций в прессе 20 лет назад пытался найти родственников венгра, обращался и через общество Красного Креста к иностранной общественности. Судьбоносным моментом в жизни Тома Андраша стало знакомство главврача Петухова с новым директором местной детской колонии Карлом Моравчиком — словаком, ранее жившим в Венгрии и в совершенстве владевшим венгерским языком. Моравчик стал посещать Андраша и смог вступить в контакт с ним. Позже об Андраше показали репортажи по российским федеральным телеканалам, а затем и венгерским. Высшим пилотажем информационной шумихи была публикация в «Экспресс-газете», где напечатали довольно странную статью (в «желтом» стиле»), прикрепив к ней фотографию Хэмингуэя в русской ушанке.

_KSpd8Wpnx0.jpg

Только после волны публикаций Томашем заинтересовались в Венгрии. К нему отправился известный венгерский невропатолог доктор Андраш Веер, подтвердивший, что перед ним определённо венгр. 11 августа 2000 года бывшего пленного вернули на родину. Независимая экспертиза ДНК, выполненная в Германии, помогла ему обрести истинную семью. Сводные брат и сестра жили в тех же местах, откуда молодой Андраш ушел на войну. Умер Андраш в 2004 году. Узнав о смерти бывшего пациента, главный врач котельничской психбольницы Юрий Петухов сказал: «Хорошо, что покой он обрел на родной земле».