Провинция как бренд: в Кирове презентовали «Исчезнувшую Вятку»

В Галерее Прогресса 9 августа состоялась презентация путеводителя по Кирову «Исчезнувшая Вятка». С городом, которого больше нет, познакомился корреспондент «7x7».


Город в прошедшем времени

Начало презентации было назначено на 19:00. За 20 минут даже на входе в галерею было затруднительно передвигаться свободно: гости, зайдя в помещение, сразу останавливались, чтобы купить путеводитель. Немного поодаль книги подписывал один из авторов, историк Антон Касанов. В большом зале уже почти все места были заняты: люди общались, рассматривали только что купленный путеводитель, наблюдали, что происходит на большом экране — там показывали видеохронику прошлых лет из жизни Вятки. К тому моменту, как к гостям вышли Антон Касанов и его коллега Станислав Суворов, количество гостей увеличилось настолько, что заняты были не только все сидения, но и вообще все пространство галереи.

DSC_0098.jpg
— В прошлом году, как вы знаете, мы выпустили наш авторский сборник «Пешком по Вятке», который имел успех. Мы решили продолжить и подумали, что люди очень разные: кто-то любит ходить на прогулки, кто-то предпочитает налить чашку чая или кофе и читать книгу, а кто-то вообще любит сидеть в интернете. Мы пытались достигнуть первой, второй и третьей аудиторий. Поэтому идея «Исчезнувшей Вятки» вытекала вообще из всей нашей деятельности. Те, кто бывал на наших экскурсиях, наверное, заметил, что в большинстве случаев о многих объектах мы говорим в прошедшем времени — был, разрушен, уничтожен. Это очень непростая задача: показать, как это было, воспроизвести картину старого города. Второй аспект — город сильно меняется, время неумолимо прежде всего для истории, потому что многие здания, парки и скверы просто пропали. Идешь иногда по Кирову и, даже обладая неплохой памятью, уже не можешь вспомнить, что же тут было раньше, буквально два-три года назад. Тема утраты исторического наследия очень актуальна и серьезна, — объяснил присутствующим Антон Касанов.

Открытия и расширение сознания

Работа над вторым путеводителем началась восемь месяцев назад в Петербурге, с короткого списка утраченных зданий, набросанного Антоном Касановым на почтовом конверте. Потом был найден инвестор, а затем начался поиск информации об объектах, попавших в книгу. Если в первом сборнике данные о них во многом были просто расширены и дополнены, то в случае с «Исчезнувшей Вяткой» пришлось проводить настоящие исследования. Найти, актуализировать информацию и сделать ее читабельной для широкой аудитории, по признанию авторов, стало сложной задачей.

— Для меня было очень важно сделать какое-то открытие, расширить сознание. Я собирал информацию про халкидоновскую дачу, которая находилась в районе современной улицы Лепсе. Это было прекрасное резное здание, которое сгорело в советское время. В литературе про нее я практически ничего не нашел. Ходил и обивал пороги архива и вдруг, уже отчаявшись, я нашел документ буквально из четырех листов. В нем калиграфическим почерком была написана смета этой самой дачи. Смета была подписана архитектором Иваном Чарушиным. То есть этот документ держал в руках сам Чаршуин, талантливый буквально во всем человек. Для меня это было очень важно, — отметил автор. 

Все описанные объекты разделили на четыре группы, которые затем превратились в четыре раздела книги: церкви и храмы, общественные и административные здания, жилые дома, а также парки и скверы.

DSC_0058.jpg

Исторический инстаграм

Акцент в книге был сделан на визуальную составляющую, что, по словам Касанова, продиктовано «инстаграмным сознанием» читателей, любящих рассматривать картинки. Поэтому большинство объектов представлены в формате «было и стало», что оказалось еще одной сложной задачей для составителей — найти старые снимки зданий было непросто, в основном потому, что утраченные дома не успели запечатлеть. Часть фотографий было снято с квадрокоптера, чтобы они соотносились с дореволюционными снимками, которые часто делались с высоты пожарной каланчи или колокольни одного из храмов. А так как их уже нет, повторить ракурс можно было только «инновационным способом».

— Самая главная проблема в том, что город развивается не так, как хотелось бы. До революции он был маленьким, доминантами были церкви, были двухэтажные полукаменные дома, город был очень уютным. Сейчас город другой: пространства сжаты, стало меньше горизонта и неба. Благодаря квадрокоптеру мы увидели, как город проектируется, как он живет, где точечная застройка. В путеводителе мы хотели показать связь с прошлым. Говорят, что провинция — это плохо, но я думаю, что это бренд, потому что старый русский купеческий город интересен как взгляд на весь регион и Россию, — добавил Станислав Суворов.

DSC_0151.jpg

На стыке истории и журналистики

Помимо путеводителя, в галерее представили и сайт проекта. Он не то чтобы новый, но широкой публике еще не презентовался. Самая главная его часть — это виртуальные прогулки для тех, кто не смог поприсутствовать на реальных. Всего их 11, в каждой из них расписаны десять объектов.
Есть раздел «Энциклопедия», где публикуются материалы (всего их около 200) о зданиях, улицах и исторических личностях. В разделе «История» можно найти статьи об отдельных явлениях, событиях или объектах вятской истории, подготовленных авторами.
Кроме того, каждый посетитель прогулок может посмотреть на сайте фотоотчеты о них и узнать расписание предстоящих. 

— Очень важный для нас раздел «Как живется в старинных домах». Он находится на стыке истории и журналистики. Мы изучаем в основном историю домов, но у любого дома есть не только прошлое, но и настоящее. Нам интересно, как живут в нем люди сейчас. Мы описываем это, — сказал Антон Касанов. 

Купить путеводитель, вышедший тиражом в тысячу экземпляров, можно в Галерее Прогресса, авторы обещали позднее обнародовать расширенный список точек продаж.

Катерина Клепиковская, видео Никиты Пивоварова, «7x7»