Вятские велосипедисты 100 лет назад

В последние годы не только в больших городах, но и в скромных провинциальных наблюдается настоящий велосипедный бум.  В связи с этим часты стали разговоры о создании сети велодорожек и в целом уравнении прав велосипедистов на дороге наряду с другими участниками движения. Интересно, что в дореволюционной Вятке, которую обычно представляют такой патриархальной и далекой от новшеств технического прогресса, велосипеды также были весьма популярны. В Государственном архиве Кировской области находится на хранении очень интересный документ, это фактически перечень велосипедистов г. Вятки за 1908 г. Всего в нем 94 фамилии вятских горожан:

фото 1-1.jpg
«Список лиц, которым городской управой выданы нумерные значки на право езды по городу на велосипеде в 1908 г.» (ГАКО, ф. 721, оп. 1, д. 677, л. 286).

Необходимо отметить, что среди велосипедистов в списке значатся как простые крестьяне, мещане и служащие, так и люди весьма известные в Вятке того времени. Например, большим любителем езды на велосипеде был прославленный вятский фотограф Сергей Александрович Лобовиков.  Сын Лобовикова Тимофей Сергеевич в своих воспоминаниях указывал, что фотограф начал кататься на велосипеде еще с середины 1890-х гг., и даже был членом некого велосипедного клуба. 

Однако иметь велосипед в дореволюционной России было не так уж и просто, ведь государство достаточно строго регламентировало правила пользования этим средством передвижения. Каждый велосипедист обязан был иметь на своей машине номерной знак, который выдавался в городской управе. Номерной знак имел срок действия один год, а при получении его с велосипедиста взимался специальный налог. В случая отсутствия номера инспектор (или городовой) мог арестовать велосипедиста и препроводить его в отделение, где взыскивался крупный штраф. Первые номерные знаки для велосипедистов в России были учреждены в 1896 г. в Петербурге, одновременно с опубликованием указа градоначальника о разрешении езды на велосипеде по улицам города.

фото 2.jpg
«Сообщение вятской городской управы вятскому полицмейстеру от 18 апреля 1912 г. о регламентации движения велосипедистов в г. Вятке» . (ГАКО, ф. 721, оп. 1, д. 1067, л. 96).

Как видим из вышеприведенного документа, сто лет назад вятские велосипедисты (к 1912 г. их уже стало 200 человек) не очень грамотно исполняли предписания государственных органов, и большинство передвигалось на велосипедах  без разрешений и номерных знаков. Сам же дореволюцинный велономер выглядел на велосипеде следующим образом:

фото 3.jpg 

Интересно, что даже детские велосипеды должны были в дореволюционный период оснащены номерными знакам.

фото 4-1.jpg 
В 1914 г. в Санкт-Петербурге вышла книга П. Ерофеева «Велосипед и велосипедный спорт». В этом печатном издании  один из пионеров велосипедного спорта в России делился с читателями следующей сентиментальной мыслью о будущем велосипедного спорта, да и вообще всех средств передвижения в целом: «Кто может поручиться, что не начнется время, когда профессор Айртон или один из его товарищей не изобретет электрический велосипед, в которых электрические аккумуляторы не заменят мышечную массу». Забегая вперед можно с уверенностью сказать, что все вышло именно так, как напророчил Ерофеев. Впрочем, любовь к велосипеду все равно осталась неизменной.

Фото: ГАКО