Троллейбусы в Кирове: 70 лет на линии. Байки и истории

В 2013 г. кировский троллейбус отметил юбилей: 7 ноября 1943 г. по городу Кирову впервые проехал доселе невиданный здесь вид транспорта. С тех пор минуло 70 лет, но троллейбус все еще продолжает быть неотъемлемой частью городской жизни. В честь юбилея в Государственном архиве Кировской области были собраны воспоминания разных людей (водителей, кондукторов, пассажиров) о первых кировских троллейбусах 40–50-х годов прошлого века. Небольшая подборка историй ярко показывает, как начиналось троллейбусное движение в Кирове, жители которого ранее передвигались зачастую лишь на гужевых повозках.

фото 1-1.jpg
Остановка «Площадь Лепсе». 1950-е

Нина Михайловна Халявина, водитель троллейбуса:

«После стажировки мне доверили троллейбус № 5, бывший, конечно, далеко не совершенным. Зимы в ту войну стояли морозные и лютые, и ездить в троллейбусах было так холодно, что отнимались ноги. В морозные дни контактные провода покрывались льдом, и тогда кондуктору приходилось ехать на крыше троллейбуса с палкой в руках, очищая провода. Посадишь кондуктора на крышу и опасаешься: кто знает, что там наверху может случиться? В дождливую погоду крыши троллейбусов протекали, и пассажирам приходилось сидеть в салоне под зонтами. В мокрую погоду из-за плохой изоляции нередко пассажиров било током. Если пассажир был опытный, то он всячески старался избегать контакта с корпусом троллейбуса... Бывало, приедешь к рынку или вокзалу — народу набьется до отказа. Троллейбус старый, перегрузки не выдерживает. Остановишься высадить всех — а они не ругаются, не шумят... Много цеплялось к троллейбусам „зайцев“, и милиция старалась их ссаживать».

фото 2.jpg
Троллейбус на Октябрьском проспекте в районе ОЦМ. 1950-е

Нина Ивановна Мякотина, водитель троллейбуса:

«На линии в первые годы выходили два-три троллейбуса, и ездили тогда без расписания. Народу у вокзала всегда садилось очень много, в салон набивалось по сто с лишним человек. Приедешь к поезду, народу столько набьется, что стоят и еле дышат. Внутри троллейбуса не было даже перегородки, отделяющей салон от кабины, стоял лишь один столбик. При резком торможении пассажиры падали прямо на меня. Капитальный ремонт машин ЯТБ-1 проводили на номерных военных заводах — имени Лепсе и „Сельмаше“. Мой троллейбус стоял в ремонте на заводе имени Лепсе. Ремонтировали его пленные немцы. По-русски ничего не понимают, поэтому приходилось объяснять и показывать им по нескольку раз. Зато делали все очень аккуратно и качественно. Жили немцы в общежитии недалеко от завода».

фото 3-3.jpg
Комсомольская площадь. Водитель Халявина М. Н. и кондуктор Федоровых В. Е. у троллейбуса № 6. Начало 1950-х

Валентин Кузьмич Городилов, пассажир:

«В 43-м пустили троллейбус. Ходил он от 1-го Кирова по улице Карла Маркса, потом по Коммуне к Гостинице и обратно. У меня братишка пошел в водители. Вот идешь, а троллейбус нагоняет, останавливается в любом месте. Брат зовет: „Садись! Тебя с ветерком или как?“ — „Да как хочешь“. Поехали! Движения тогда большого не было, контроля — тоже».

фото 4.jpg
Троллейбус у кинотеатра «Октябрь». 1950–1960-е

За 1945 г. троллейбусы в Кирове перевезли 300 000 пассажиров и при этом дали 97 000 рублей убытка. Многие были недовольны работой троллейбусов (всего их было 2), в час пик люди залезали буквально в окна, беря машины штурмом. В 1946 г. в связи с этим по городу ходила вот такая байка:

«Недавно, возвращаясь из командировки, начальник Кировского троллейбусного управления тов. Кочнов был приятно обрадован. У вокзала стоял троллейбус.
— Вот, — воскликнул он, — доказательство нашей хорошей работы. Садись и поезжай...
На полдороге троллейбус остановился — сгорела обмотка якоря мотора, и тов. Кочнову пришлось идти пешком.
— Случайность, — успокаивал себя начальник управления...».

фото 5-1.jpg
Троллейбус у кинотеатра «Дружба».1950–1960-е

Нина Ивановна Мякотина, водитель троллейбуса:

«В те годы движение по улицам было незначительное, но если проходил троллейбус, то все машины его пропускали. Троллейбус был „королем“ на наших дорогах и имел преимущество перед всеми остальными видами транспорта. Светофоров тогда не было, и на всех больших перекрестках стояли регулировщики. Хорошо помню — у гостиницы стояла регулировщица Валя, шустрая такая. Если шел троллейбус, то все машины разворачивала и пропускала меня в первую очередь. Много трудностей довелось пережить в начале пути, но работа водителя троллейбуса нравилась мне всегда. Едешь и знаешь, что тебя ждут пассажиры».

фото 6.jpg
Остановка «Театральная площадь». В конце 40-х — начале 50-х гг. для того, чтобы попасть в троллейбус надо было зачастую отстоять очередь

Пассажир И. Устюгов, в письме в газету «Кировская правда» от 16 июня 1948 г.:

«На днях я ехал на троллейбусе № 4 со станции Киров-1 до Верхнего рынка. Купил, как полагается, билет за 1 рубль, а на нем написано „Баня, общее отделение“. Я обратился к кондуктору с вопросом, почему вместо проездных билетов продают банные? Мне ответили, что это... одно и то же! Убедившись в бесполезности спора, я решил проверить ответ кондуктора. Прихожу в баню, подаю билет, и мне предлагают зайти помыться. Мыться я, конечно, не стал, но с огорчением должен признать, что кондуктор троллейбуса оказался прав».

фото 7-1.jpg
Троллейбус на Октябрьском проспекте в районе Хлебозавода

Пассажир К. Ершов, в письме в «Кировскую правду» от 15 февраля 1959 г.:

«Пошел я на остановку. Ждал долго, троллейбуса все не было. Пассажиров набралось уйма. Наконец, показался один. Все обрадовались, засуетились. Но увы! Никто не сел. Троллейбус № 52 проскочил мимо остановки со второй космической скоростью. Какие-то четыре парня, сидевшие на его крыше, помахали нам руками. До станции Киров добрался пешком посошком. Там от старшего автоинспектора тов. Веркина узнал, что в графике движения троллейбусов по 52-му маршруту времени на посадку и высадку пассажиров не предусмотрено. Они должны это делать, по мнению руководителей троллейбусного управления, на ходу».

Фото: ГАКО